Положение о внутришкольном контроле

1. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» №273- ФЗ, Уставом школы.
1.2. Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного
контроля (далее - ВШК) в МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области.
1.3. ВШК – процесс получения и переработки информации о ходе и результатах учебновоспитательного процесса (далее - УВП) для принятия на этой основе управленческого
решения.
1.4. Задачи ВШК:
- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в
области образования, других нормативных документов, приказов отдела образования и
решений педагогического совета школы;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных
нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических
работников;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и
отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на
этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению
негативных тенденций;
- сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки проектов решений;
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
1.5. Содержание контроля:
- выполнение ФЗ – №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской
Федерации»;
- эффективное использование методического обеспечения в образовательном
процессе;
- реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов,
соблюдение утвержденных учебных графиков;
- ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради
учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.);
- уровень знаний, умений и навыков учащихся, и уровень учебных достижений,
качество знаний;
- соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных
актов школы, исполнение принятых коллективных решений;
- соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и
текущего контроля их успеваемости;
- работа творческих групп, библиотеки;
- реализация воспитательных программ и их результативности;
- организация питания и медицинского обслуживания школьников;
1

- охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
- состояние УМК;
- выполнение санитарно-гигиенических требований и правил;
- другие вопросы в рамках компетентности директора школы.
1.6. Методы контроля:
- анкетирование;
- тестирование;
- социологический опрос;
- мониторинг;
- письменный и устный опрос;
- изучение документации;
- беседа;
1.7. Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из
следующих этапов:
- определение цели контроля;
- объекты контроля;
- составление плана проверки;
- инструктаж участников образовательных отношений;
- выбор форм и методов контроля;
- констатация фактического состояния дел;
- объективная оценка этого состояния;
- выводы, вытекающие из оценки;
- рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению
недостатков;
- определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
1.8. ВШК осуществляет директор школы и заместители по учебно-воспитательной
работе или созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к участию в
контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные
специалисты.
1.9. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает
срок предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы
конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и
сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
2.0. Продолжительность проверок по вопросам ВШК не должна превышать 15
дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.
2.1. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету контроля.
2.2. При проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных
случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать
уроки учителей школы без предварительного предупреждения.
2.3. Основания для проведения контроля:
- заявление педагогического работника на аттестацию;
2

- плановый контроль;
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.
2. Структура внутришкольного контроля.
2.1. Виды ВШК (по содержанию):
- тематический контроль (тематически-обобщающий, классно-обобщающий,
предметно-обобщающий, персональный) – глубокое изучение какого-либо конкретного
вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, школьных МО, одного
учителя или классного руководителя;
- фронтальный контроль – глубокая всесторонняя проверка деятельности учителя,
всего или части педагогического коллектива по целому ряду аспектов.
2.2. Формы ВШК:
- персональный контроль (имеет место как при тематическом, так и при
фронтальном виде контроля) – это комплексный контроль работы одного учителя в
разных классах. Он проводится в плановом порядке, с тем, чтобы оценить качество
выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать
устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние. Проводится в основном в
период аттестации педагогов.
- классно-обобщающий контроль – изучение состояния учебно-воспитательного
процесса в одном классе по конкретному аспекту;
- предметно-обобщающий контроль – проверка качества преподавания
определенного предмета в разных классах и разными учителями. Целесообразно
применять эту форму ВШК в случаях, когда наблюдаются отклонения от
запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.
- тематически-обобщающий контроль – изучение одного или нескольких аспектов
педагогического процесса в разных классах и по разным предметам (формирование
общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов
школьников и др);
- оперативный контроль – посещение урока, воспитательного мероприятия в связи
с создавшейся ситуацией (просьба учителя, настораживающее поведение школьников,
низкий уровень ЗУН, обращение родителей и т.д.)
- текущий контроль - проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля
являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к
работе, сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах.
Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда
можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в
выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.
- заключительный контроль – проводится после того, как работа выполнена.
Объектом заключительного контроля являются результаты сделанного, которые
сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень
3

достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы
будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько
реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные
ошибки;
- административный контроль – оказывает сильное влияние на работу
сотрудников, проводится по четкому плану и регулярно.
- взаимоконтроль – является наиболее эффективным при передаче опыта и
повышении квалификации, может быть между специалистами равной квалификации, а
также между руководителями, имеющими в коллективе одинаковый статус
(руководители МО);
3. Разновидности внутришкольного контроля
3.1. В связи с постановкой задач по контролю можно отметить разновидности
контроля:
- выборочный контроль – проведение периодических срезов всех видов
деятельности в установленном планом порядке;
- предупредительный контроль – страховка контролируемого от возможных
ошибок;
- итоговый контроль – получение достоверной информации о качестве и
количестве результатов труда;
4. Результаты внутришкольного контроля
4.1. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой
указывается:
- цель проверки;
- сроки;
- состав комиссии;
- какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены
контрольные работы, просмотрена школьная документация, собеседования и т.д.);
- констатация фактов (что выявлено);
- выводы;
- рекомендации и предложения;
- место, где подведены итоги проверки (заседание предметных школьных кафедр,
совещание педагогического коллектива, совещание при заместителе директоре, Совет
при директоре, индивидуально и т.д.);
- дата и подпись лица, ответственного за написание справки.
4.2. Проверяемый педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

4

- обратиться в конфликтную комиссию профком а школы или вышестоящие органы
управления образованием при несогласии с результатами контроля.
4.3. По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом
реального положения дел:
- проводятся заседания педагогического или методического советов,
производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
- результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации
педагогических работников на соответствие занимаемой должности.
4.4. Директор школы по результатам ВШК принимает решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
- о поощрении работников;
- иные решения в пределах своей компетенции

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».