Положение о наставничестве

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение о наставничестве в муниципальном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе №2 города Белинского Белинского района
Пензенской области имени Героя Советского Союза Рима Михайловича Сазонова (далее Положение) разработано в целях профессиональной поддержки и сопровождения молодых
педагогических работников, оказания им помощи в освоении профессии, овладении в полном
объеме должностными обязанностями посредствам ознакомления с современными
методиками и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта.
1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
Наставничество - форма профессионального становления и воспитания молодых
педагогических
работников
под
наблюдением
наставника,
направленная
на
совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее
выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе.
Наставничество в школе предусматривает систематическую индивидуальную работу
опытного педагога но развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений
педагогической деятельности. Оно призвано развивать у молодого специалиста знания в
области предметной специализации и методики обучения и воспитания.
Наставник (педагог-наставник) – высококвалифицированный педагогический
работник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими
работниками по их адаптации к педагогической деятельности, корпоративной культуре и
последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и
нравственными качествами, практическими знаниями и опытом.
Молодой педагогический работник — лицо, поступившее на работу и осуществляющее
свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного
срока, отведенного для оценки его способностей,
1.3. К молодым педагогическим работникам относятся следующие категории сотрудников
школы:
- впервые принятые на работу педагоги (специалисты), не имеющие педагогического
трудового стажа и опыта педагогической деятельности;
- выпускники очных высших и средних специальных учебных заведений;
- учителя, переведенные на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей
требует расширения и/или углубления профессиональных знаний и овладения новыми
практическими навыками;
- учителя со стажем до 3 лет, нуждающиеся в дополнительной подготовке для проведения
уроков в определенном классе (по определенной тематике).
2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

2.1. Целью наставничества является введение молодых педагогических работников в
педагогическую практическую деятельность, закрепление их на работе в школе.
2.2. Задачи:
- всесторонне развивать имеющиеся у молодых педагогов знания в области педагогики и
предметной специализации, методики преподавания, способности самостоятельно и
качественно выполнять возложенные на них задачи по занимаемой должности;
- оказать помощь молодому педагогическому работнику в освоении профессии и овладении в
полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными
методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта;
- вовлекать молодого педагогического работника в образовательный трудовой процесс и
общественную жизнь школы с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в
профессии;
1

- адаптировать молодого педагогического работника в трудовом коллективе, помогать ему
осваивать корпоративную культуру, принимать традиции трудового коллектива и правила
поведения в школе;
- создавать условия для максимального раскрытия индивидуальных возможностей молодого
учителя;
- оказывать своевременную поддержку педагогических инициатив с организацией
исследовательской деятельности молодого педагога;
- формировать нравственные принципы, чувство долга и ответственности, уважение к
профессии и добросовестное отношение к трудовой деятельности;
- повышать профессиональное мастерство и квалификацию молодых педагогических
работников, создавать условия для становления и развития его профессиональных качеств и
компетенций;
- обеспечивать постоянное совершенствование форм и методов наставничества;
- мотивировать молодых педагогических работников к установлению стабильных,
длительных трудовых отношений в коллективе, снижать текучесть кадров;
- способствовать усвоению лучшего опыта и традиций коллектива образовательного
учреждения молодым педагогическим работником;
- способствовать созданию в коллективе благоприятного социальнопсихологического
климата и творческого настроя на дальнейшую деятельность;
- ускорять процесс профессионального становления и развития, творческого самоопределения
учителя.
3.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

3.1. Наставничество устанавливается и организуется на основании приказа директора
школы и настоящего Положения. В приказе указываются продолжительность и условия
наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого педагогического
работника, размер доплаты за наставничество. Приказ согласовывается
с
председателем
первичной профсоюзной организации.
3.2. Наставничество осуществляется на уровне школы, но может быть осуществлено и на
муниципальном, городском уровне (для работников узких специальностей с привлечением
внешкольных специалистов).
3.3. Кандидатура наставника рекомендуется и утверждается на методическом совете школы
сроком на 1 год.
3.4. Наставник составляет и реализует индивидуальную программу
молодым педагогическим работником.

наставничества

с

3.5. Руководство деятельностью наставников осуществляет на уровне школы заместитель
директора но УВР;
3.5.1. Заместитель директора совместно с комитетом первичной профсоюзной
организации составляет списки молодых педагогических работников и наставников для
формирования проекта приказа;
3.5.2. Заместитель директора и методист рассматривают и согласовывают план
организации и проведения наставничества;
3.5.3. Заместитель директора обеспечивает контроль, организует обучение педагогов
— наставников передовым формам и методам обучения молодых педагогических
работников, оказывает им методическую и практическую помощь в проведении
наставнической деятельности;
3.5.4. Заместитель директора вносит предложения о поощрении наставников за особые
успехи в работе.
2

3.6. В системе наставничества в школе могут применяться следующие формы
наставничества:
- индивидуальное наставничество - наиболее распространенная форма, при которой за
наставником закрепляется один молодой педагогический работник;
- групповое наставничество, при котором наставник руководит группой молодых
педагогических работников;
- коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним
молодым педагогическим работником осуществляет коллектив (ipynna опытных
педагогических работников);
- коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество коллектива (ipynna
опытных педагогических работников) осуществляется над группой молодых педагогических
работников.
3.7. Наставник с момента начала работы молодого специалиста совместно с ним
разрабатывает индивидуальную программу работы (наставничества).
3.8. В течение всего периода наставничества наставник обеспечивает качественное и
своевременное обучение молодого педагогического работника в соответствии с
индивидуальной программой наставничества.
3.9. В течение всего периода наставничества наставник контролирует выполнение
индивидуальной программы и, но необходимости, корректирует ее вместе с молодым
педагогическим работником.
3.10. По завершении выполнения индивидуальной программы обучения наставник составляет
характеристику на молодого педагогического работника, указывает достигнутые
результаты и представляет их на заседании методического совета. Показателем
эффективности работы наставника является качественное выполнение целей и задач
молодым педагогическим работником в период обучения и после окончания обучения (в
период самостоятельной педагогической деятельности).
3.11. В ходе работы приказом директора может быть произведена замена наставника в
случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу молодого педагогического работника или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и молодого педагогического работника;
- других объективных причин (рассматриваются в индивидуальном порядке).
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИКА
4.1. Требования к подбору наставника.
Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный педагогический
работник, обладающий коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющий опыт
воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и
готовность делиться профессиональным опытом.
4.2. Наставник обязан:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов,
определяющих нрава и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разработать совместно с молодым педагогическим работником план - программу
наставничества;
- ознакомить молодого педагогического работника с целями и задачами деятельности школы,
условиями труда, основами корпоративной культуры;
- ознакомить молодого педагогического работника с требованиями по охране труда и
правилами внутреннего трудового распорядка школы;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов,
служебных и бытовых помещений, ее традициями;
3

- проводить необходимое обучение и курировать выполняемую работу молодого
педагогического работника, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные
ошибки;
- присутствовать на уроках и внеурочных мероприятиях, проводимых молодым
педагогическим работником, с последующим анализом занятия не реже 2 раз в месяц;
- приглашать молодого педагогического работника на свои уроки и внеурочные
мероприятия;
- способствовать рациональной организации труда молодого педагогического работника;
- личным примером развивать положительные качества молодого педагогического
работника, привлекать к участию в общественной жизни, содействовать развитию
общекультурного кругозора и профессионального уровня;
- рекомендовать обучающую литературу, технологии, методики, приемы, формы
организации образовательной деятельности молодому педагогическому работнику;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагогического работника,
составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах
прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого педагогического
работника.
4.3. Наставник имеет право:
- осуществлять методическую помощь по повышению профессионального мастерства
молодою педагогического работника;
- требовать от молодого педагогического работника выполнения рекомендаций но вопросам,
связанным с улучшением его профессиональной деятельностью;
- ходатайствовать перед руководством школы о создании условий, необходимых для
нормальной трудовой деятельности молодого педагогического работника;
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого педагогического
работника, вносить предложения в профсоюзные органы, руководителю школы о поощрении
молодого педагогического работника, применении мер воспитательного и дисциплинарного
воздействия;
- с согласия руководителя школы привлекать для организации методической помощи по
повышению профессионального мастерства молодого педагогического работника других
педагогических работников;
- участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого педагогического
работника.
4.4. Ответственность наставника:
- наставник несет персональную ответственность за оказание методической помощи
молодому педагогическому работнику, связанной с трудовой деятельностью в школе.
4.5. Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и
задач молодым педагогическим работником в период наставничества, адаптация молодого
педагогического работника в школе, его дальнейшая эффективная самостоятельная
педагогическая деятельность.
5.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

5.1. Молодой педагогический работник имеет право:
- обращаться за помощью к своему наставнику;
- вносить предложения по совершенствованию работы по профессиональной адаптации в
школе;
-

участвовать в обсуждении результатов наставничества;
выходить с ходатайством о смене наставника;
защищать профессиональную честь и достоинство;
повышать квалификацию любым удобным для себя способом.
4

5.2. Молодой педагогический работник обязан:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов,
определяющих нрава и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- знать особенности деятельности школы, функциональные обязанности в соответствии с
занимаемой должностью;
- работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими
навыками;
- исполнять обязанности, возложенные на нею трудовым договором и правилами
внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
- периодически отчитываться перед наставником о проделанной работе.
6. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
К документам, регламентирующим наставничество относятся:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 18.10.2013г. № 544н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
воспитатель, учитель)»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»;
- настоящее Положение;
- протоколы заседаний, на которых рассматриваются вопросы наставничества;
- методические рекомендации и обзоры передового опыта проведения работы по
наставничеству.

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».