1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №2 города Белинского Белинского района Пензенской области имени Героя Советского Союза Рима Михайловича Сазонова (далее Положение) разработано в целях профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогических работников, оказания им помощи в освоении профессии, овладении в полном объеме должностными обязанностями посредствам ознакомления с современными методиками и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта. 1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия: Наставничество - форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе. Наставничество в школе предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога но развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Оно призвано развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики обучения и воспитания. Наставник (педагог-наставник) – высококвалифицированный педагогический работник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими работниками по их адаптации к педагогической деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом. Молодой педагогический работник — лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей, 1.3. К молодым педагогическим работникам относятся следующие категории сотрудников школы: - впервые принятые на работу педагоги (специалисты), не имеющие педагогического трудового стажа и опыта педагогической деятельности; - выпускники очных высших и средних специальных учебных заведений; - учителя, переведенные на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и/или углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; - учителя со стажем до 3 лет, нуждающиеся в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике). 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА 2.1. Целью наставничества является введение молодых педагогических работников в педагогическую практическую деятельность, закрепление их на работе в школе. 2.2. Задачи: - всесторонне развивать имеющиеся у молодых педагогов знания в области педагогики и предметной специализации, методики преподавания, способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них задачи по занимаемой должности; - оказать помощь молодому педагогическому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта; - вовлекать молодого педагогического работника в образовательный трудовой процесс и общественную жизнь школы с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в профессии; 1 - адаптировать молодого педагогического работника в трудовом коллективе, помогать ему осваивать корпоративную культуру, принимать традиции трудового коллектива и правила поведения в школе; - создавать условия для максимального раскрытия индивидуальных возможностей молодого учителя; - оказывать своевременную поддержку педагогических инициатив с организацией исследовательской деятельности молодого педагога; - формировать нравственные принципы, чувство долга и ответственности, уважение к профессии и добросовестное отношение к трудовой деятельности; - повышать профессиональное мастерство и квалификацию молодых педагогических работников, создавать условия для становления и развития его профессиональных качеств и компетенций; - обеспечивать постоянное совершенствование форм и методов наставничества; - мотивировать молодых педагогических работников к установлению стабильных, длительных трудовых отношений в коллективе, снижать текучесть кадров; - способствовать усвоению лучшего опыта и традиций коллектива образовательного учреждения молодым педагогическим работником; - способствовать созданию в коллективе благоприятного социальнопсихологического климата и творческого настроя на дальнейшую деятельность; - ускорять процесс профессионального становления и развития, творческого самоопределения учителя. 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА 3.1. Наставничество устанавливается и организуется на основании приказа директора школы и настоящего Положения. В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого педагогического работника, размер доплаты за наставничество. Приказ согласовывается с председателем первичной профсоюзной организации. 3.2. Наставничество осуществляется на уровне школы, но может быть осуществлено и на муниципальном, городском уровне (для работников узких специальностей с привлечением внешкольных специалистов). 3.3. Кандидатура наставника рекомендуется и утверждается на методическом совете школы сроком на 1 год. 3.4. Наставник составляет и реализует индивидуальную программу молодым педагогическим работником. наставничества с 3.5. Руководство деятельностью наставников осуществляет на уровне школы заместитель директора но УВР; 3.5.1. Заместитель директора совместно с комитетом первичной профсоюзной организации составляет списки молодых педагогических работников и наставников для формирования проекта приказа; 3.5.2. Заместитель директора и методист рассматривают и согласовывают план организации и проведения наставничества; 3.5.3. Заместитель директора обеспечивает контроль, организует обучение педагогов — наставников передовым формам и методам обучения молодых педагогических работников, оказывает им методическую и практическую помощь в проведении наставнической деятельности; 3.5.4. Заместитель директора вносит предложения о поощрении наставников за особые успехи в работе. 2 3.6. В системе наставничества в школе могут применяться следующие формы наставничества: - индивидуальное наставничество - наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один молодой педагогический работник; - групповое наставничество, при котором наставник руководит группой молодых педагогических работников; - коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним молодым педагогическим работником осуществляет коллектив (ipynna опытных педагогических работников); - коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество коллектива (ipynna опытных педагогических работников) осуществляется над группой молодых педагогических работников. 3.7. Наставник с момента начала работы молодого специалиста совместно с ним разрабатывает индивидуальную программу работы (наставничества). 3.8. В течение всего периода наставничества наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого педагогического работника в соответствии с индивидуальной программой наставничества. 3.9. В течение всего периода наставничества наставник контролирует выполнение индивидуальной программы и, но необходимости, корректирует ее вместе с молодым педагогическим работником. 3.10. По завершении выполнения индивидуальной программы обучения наставник составляет характеристику на молодого педагогического работника, указывает достигнутые результаты и представляет их на заседании методического совета. Показателем эффективности работы наставника является качественное выполнение целей и задач молодым педагогическим работником в период обучения и после окончания обучения (в период самостоятельной педагогической деятельности). 3.11. В ходе работы приказом директора может быть произведена замена наставника в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу молодого педагогического работника или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и молодого педагогического работника; - других объективных причин (рассматриваются в индивидуальном порядке). 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИКА 4.1. Требования к подбору наставника. Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющий опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. 4.2. Наставник обязан: - знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих нрава и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; - разработать совместно с молодым педагогическим работником план - программу наставничества; - ознакомить молодого педагогического работника с целями и задачами деятельности школы, условиями труда, основами корпоративной культуры; - ознакомить молодого педагогического работника с требованиями по охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка школы; - знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений, ее традициями; 3 - проводить необходимое обучение и курировать выполняемую работу молодого педагогического работника, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; - присутствовать на уроках и внеурочных мероприятиях, проводимых молодым педагогическим работником, с последующим анализом занятия не реже 2 раз в месяц; - приглашать молодого педагогического работника на свои уроки и внеурочные мероприятия; - способствовать рациональной организации труда молодого педагогического работника; - личным примером развивать положительные качества молодого педагогического работника, привлекать к участию в общественной жизни, содействовать развитию общекультурного кругозора и профессионального уровня; - рекомендовать обучающую литературу, технологии, методики, приемы, формы организации образовательной деятельности молодому педагогическому работнику; - подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагогического работника, составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого педагогического работника. 4.3. Наставник имеет право: - осуществлять методическую помощь по повышению профессионального мастерства молодою педагогического работника; - требовать от молодого педагогического работника выполнения рекомендаций но вопросам, связанным с улучшением его профессиональной деятельностью; - ходатайствовать перед руководством школы о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности молодого педагогического работника; - принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого педагогического работника, вносить предложения в профсоюзные органы, руководителю школы о поощрении молодого педагогического работника, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; - с согласия руководителя школы привлекать для организации методической помощи по повышению профессионального мастерства молодого педагогического работника других педагогических работников; - участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого педагогического работника. 4.4. Ответственность наставника: - наставник несет персональную ответственность за оказание методической помощи молодому педагогическому работнику, связанной с трудовой деятельностью в школе. 4.5. Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым педагогическим работником в период наставничества, адаптация молодого педагогического работника в школе, его дальнейшая эффективная самостоятельная педагогическая деятельность. 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА 5.1. Молодой педагогический работник имеет право: - обращаться за помощью к своему наставнику; - вносить предложения по совершенствованию работы по профессиональной адаптации в школе; - участвовать в обсуждении результатов наставничества; выходить с ходатайством о смене наставника; защищать профессиональную честь и достоинство; повышать квалификацию любым удобным для себя способом. 4 5.2. Молодой педагогический работник обязан: - знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих нрава и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; - знать особенности деятельности школы, функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью; - работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками; - исполнять обязанности, возложенные на нею трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией; - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; - периодически отчитываться перед наставником о проделанной работе. 6. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО К документам, регламентирующим наставничество относятся: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. - Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 18.10.2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; воспитатель, учитель)»; - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; - настоящее Положение; - протоколы заседаний, на которых рассматриваются вопросы наставничества; - методические рекомендации и обзоры передового опыта проведения работы по наставничеству. 5 6