1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5, Уставом школы. 1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения основной образовательной программы основного общего образования, реализуемой МОУ СОШ №2 (далее - Школа), в соответствии с действующим законодательством. 1.3. Основная образовательная программа основного общего образования (далее - ООП ООО) является локальным нормативным правовым актом, определяющим содержание общего образования. 1.4. ООП ООО учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников. 1.5. ООП ООО разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования и должна быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования 1.6. Образовательная программа разрабатывается, утверждается и образовательным учреждением самостоятельно на весь период обучения. реализуется 1.7. ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов. 1.8. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. 1.9. Разработанная образовательным учреждением ООП ООО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). 2. Структура и содержание ООП ООО 2.1. ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть ООП ООО составляет 80%, а часть, 1 формируемая участниками образовательного процесса, − 20% от общего объема ООП ООО. Обязательная часть ООП ООО разрабатывается Школой на основе примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования соответствующего уровня (ступени). Часть, формируемая участниками образовательного процесса, разрабатывается Школой с учетом социального заказа - выявленных и согласованных образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также региональных, национальных и этнокультурных особенностей. 2.2 ООП ООО Школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. 2.3 Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации соответствующего уровня (ступени), а также способы определения достижения этих целей и результатов. 2.3.1. Целевой раздел включает: Пояснительную записку; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. 2.3.2. Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися ООП ООО; принципы и подходы к формированию ООП ООО; состав участников образовательного процесса Школы; общую характеристику ООП ООО с учетом специфики Школы. 2.3.3. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО должны: уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов; обеспечивать связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО; являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО. 2.3.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2 обеспечивать комплексный, уровневый подходы к оценке результатов освоения ООП ООО, позволяющие вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП ООО); позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся; отражать оценку результатов деятельности Школы. 2.4 Содержательный раздел определяет общее содержание образования и включает все программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: Программу развития универсальных учебных действий (далее- УУД) на ступени основного общего образования; Программы отдельных учебных предметов, курсов; Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования; Программу коррекционной работы. 2.4.1. Программа развития УУД в основной школе определяет: цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД; планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования; ценностные ориентиры развития универсальных учебных действий, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся; условия развития УУД; преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию. 2.4.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП ООО. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе Положения о рабочей программе 2.4.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна описывать: 3 цели и задачи духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; ценностные ориентиры, лежащие в основе ООП ООО; направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию, социализации и профессиональной ориентации, формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни с учетом специфики Школы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений; основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому направлению с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия социальных партнеров по направлениям социального воспитания; планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся; указывать методики и инструментарий мониторинга духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. 2.4.4. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими ООП ООО; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении ООП ООО; описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. 2.5 Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации ООП ООО. 2.5.1.Организационный раздел включает: Учебный план; Систему условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО. 4 2.5.2. Учебный план должен отражать: состав учебных предметов и распределение учебного времени по классам и предметам; особенности содержания образования в Школе; состав и структуру направлений внеурочной деятельности Школы. ООП ООО может включать как один, так и несколько учебных планов. 2.5.3. Система условий реализации ООП ООО должна содержать: описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальнотехнических, информационно-методических условий и ресурсов; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами ООП ООО Школы; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; систему оценки условий. 3. Порядок разработки и утверждения ООП ООО 3.1. ООП ООО разрабатывается на основе Примерной образовательной программы основного общего образования и данного Положения. 3.2 Разработка ООП ОО включает в себя стадии: разработки проекта ООП ООО; обсуждения проекта ООП ООО; принятия ООП ООО; утверждения и введения в действие ООП ООО. 3.3. В разработке ОП ООО участвуют администрация школы, педагоги, входящие в состав рабочей группы по разработке ООП ООО, члены Совета школы. 3.4. Для разработки ОП ООО издаётся приказ директора, в котором утверждается рабочая группа по разработке ОП ООО, определяются сроки, назначаются ответственные. 3.5. Разработанная ОП ООО утверждается педагогическим советом и приказом директора. 3.6. При утверждении ОП ООО на титульном листе указываются реквизиты протокола педагогического совета, приказа. 3.7. В ООП ООО могут вносится изменения, дополнения и корректировка. Предложения о внесении изменений или корректировке могут вносить письменно методические объединения на рассмотрение и принятие педагогическому совету. 5 3.8. После внесений изменений и дополнений в ООП ООО она утверждается заново. После принятия изменений или корректировке отдельных положений директор школы издаёт приказ. 3.9. Принятая и утвержденная ООП ООО Школы является обязательной нормой для всех участников образовательного процесса, служит основой для организации образовательного процесса, расстановки кадров, контроля качества результатов ее освоения. 3.10.ОП ООО хранится у директора школы. Копия - у заместителя директора по УВР. Также текст ОП ООО размещается на сайте школы для ознакомления с документом учащихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса. 4. Управление реализацией ОП ООО Управление реализацией ОП ООО представлено коллегиальными органами: школьные методические объединения учителей-предметников, педагогический совет школы и Управляющий Совет школы. 4.1. Совет школы обеспечивает определение образовательных запросов со стороны всех участников образовательного процесса, перспектив развития ОП ООО, способствует их реализации посредством объединения усилий учителей, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.2. Педагогический совет: - рассматривает и утверждает ОП ООО, изменения, дополнения к ней. 4.3. Директор школы: - утверждает учебный план основной школы на текущий учебный год; - утверждает рабочие программы учебных предметов и курсов; - утверждает программы внеурочной деятельности; - обеспечивает стратегическое управление реализацией ОП ООО; - обеспечивает планирование, контроль и анализ деятельности по достижению положительных результатов, определенных ОП ООО; - создает необходимые организационно-педагогические и материально-технические условия для выполнения ОП ООО; - ежегодно представляет публичный доклад о выполнении ОП ООО, обеспечивает его размещение на сайте образовательного учреждения. 4.4. Заместители директора по УВР: - обеспечивают разработку ОП ООО в соответствии с положением; - организуют на основе ОП ООО образовательный процесс на уровне основного общего образования; - осуществляют контрольно-инспекционную деятельность и анализ выполнения учебных программ; - обеспечивают итоговый анализ и корректировку ОП ООО. 4.5. Заместитель директора по ВР: - обеспечивает проектирование и реализацию системы воспитания и социализации учащихся основной школы; 6 - осуществляет организацию воспитательной деятельности; - обеспечивает контроль и анализ воспитательной работы - обеспечивает разработку программ внеурочной деятельности учащихся основной школы; - осуществляет организацию занятий по программам внеурочной деятельности учащихся основной школы; - обеспечивает контроль и анализ реализации программ внеурочной деятельности учащихся основной школы. 4.6. Школьные методические объединения учителей-предметников способствуют совершенствованию методического обеспечения ОП НОО: - проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса; - вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных предметов и учебно-методического обеспечения; - проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых преподавателями в рабочие программы; - рекомендуют к использованию рабочие программы учебных предметов, курсов; - разрабатывают методические рекомендации для учащихся и родителей по эффективному усвоению учебных программ. 5. Порядок размещения и ознакомления с ООП ООО и вносимых изменениях 5.1. ООП ООО, как основной нормативный документ Школы, подлежит размещению на официальном сайте Школы в сети Интернет. 5.2 Родители (законные представители) обучающиеся и обучающиеся II ступени общего образования должны быть ознакомлены с ООП ООО: при зачислении обучающихся в Школу; при внесении изменений в ООП ООО. 5.3 Педагогические работники должны быть ознакомлены с ООП ООО при приеме на работу; при внесении изменений в ООП ООО. 6. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения, реализующего ООП ООО 6.1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе оценок достижения планируемых результатов освоения ООП ООО с результатами, достигнутыми выпускниками основной школы. 7 8