Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы основного общего образования

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), Примерной основной
образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост.
Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). — ISBN
978-5-09-019043-5, Уставом школы.
1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию, порядку
разработки и утверждения основной образовательной программы основного общего
образования, реализуемой МОУ СОШ №2 (далее - Школа), в соответствии с
действующим законодательством.
1.3. Основная образовательная программа основного общего образования (далее - ООП
ООО) является локальным нормативным правовым актом, определяющим содержание
общего образования.
1.4. ООП ООО учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также
образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников.
1.5. ООП ООО разрабатывается на основе примерной основной образовательной
программы основного общего образования и должна быть преемственной по
отношению к основной образовательной программе начального общего образования
1.6. Образовательная программа разрабатывается, утверждается и
образовательным учреждением самостоятельно на весь период обучения.

реализуется

1.7. ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и
внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
1.8. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное,
личностное
и
интеллектуальное
развитие,
саморазвитие
и
самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
1.9. Разработанная образовательным учреждением ООП ООО должна обеспечивать
достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (ФГОС ООО).

2. Структура и содержание ООП ООО
2.1. ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательного процесса. Обязательная часть ООП ООО составляет 80%, а часть,
1

формируемая участниками образовательного процесса, − 20% от общего объема ООП
ООО.
Обязательная часть ООП ООО разрабатывается Школой на основе примерной основной
общеобразовательной программы основного общего образования в соответствии с
требованиями ФГОС общего образования соответствующего уровня (ступени).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, разрабатывается Школой с
учетом социального заказа - выявленных и согласованных образовательных потребностей
и запросов обучающихся, а также региональных, национальных и этнокультурных
особенностей.
2.2 ООП ООО Школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО содержит три раздела:
целевой, содержательный и организационный.
2.3 Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации соответствующего уровня (ступени), а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
2.3.1. Целевой раздел включает:
 Пояснительную записку;
 Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО;
 Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
2.3.2. Пояснительная записка должна раскрывать:
 цели и задачи реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися ООП ООО;
 принципы и подходы к формированию ООП ООО;
 состав участников образовательного процесса Школы;
 общую характеристику ООП ООО с учетом специфики Школы.
2.3.3. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО должны:
 уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов;
 обеспечивать связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом
и системой оценки результатов освоения ООП ООО;
 являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих
программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения
обучающимися ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
2.3.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО
должна:
 закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание
объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы оценки;
2

 обеспечивать комплексный, уровневый подходы к оценке результатов освоения
ООП ООО, позволяющие вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов основного общего образования;
 предусматривать
оценку достижений
обучающихся
(итоговая
оценка
обучающихся, освоивших ООП ООО);
 позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся;
 отражать оценку результатов деятельности Школы.
2.4 Содержательный раздел определяет общее содержание образования и включает все
программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
 Программу развития универсальных учебных действий (далее- УУД) на ступени
основного общего образования;
 Программы отдельных учебных предметов, курсов;
 Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного
общего образования;
 Программу коррекционной работы.
2.4.1. Программа развития УУД в основной школе определяет:
 цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию
универсальных учебных действий в основной школе, описание основных
подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи
содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД;
 планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных
и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и
степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной
образовательной программы основного общего образования;
 ценностные ориентиры развития универсальных учебных действий, место и формы
развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия
и т. п.
 связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
 основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе,
описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и
внеурочную деятельность обучающихся;
 условия развития УУД;
 преемственность программы развития универсальных учебных действий при
переходе от начального к основному общему образованию.
2.4.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать
достижение планируемых результатов освоения ООП ООО.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе
Положения о рабочей программе
2.4.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования должна описывать:

3

 цели и задачи духовно- нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся;
 ценностные ориентиры, лежащие в основе ООП ООО;
 направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию,
социализации и профессиональной ориентации, формированию экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни с учетом специфики Школы,
виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений;
 основные формы организации педагогической поддержки социализации
обучающихся по каждому направлению с учетом урочной и внеурочной
деятельности, а также формы участия социальных партнеров по направлениям
социального воспитания;
 планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся;
 указывать методики и инструментарий мониторинга духовно- нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся.
2.4.4. Программа коррекционной работы должна содержать:
 перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья,
их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими ООП ООО;
 систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса,
включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью
выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики
развития детей, их успешности в освоении ООП ООО;
 описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности,
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий;
 механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских
работников
образовательного
учреждения
и
других
организаций,
специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который
должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности;
 планируемые результаты коррекционной работы.
2.5 Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации ООП ООО.
2.5.1.Организационный раздел включает:
 Учебный план;
 Систему условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС
ООО.
4

2.5.2. Учебный план должен отражать:
 состав учебных предметов и распределение учебного времени по классам и
предметам;
 особенности содержания образования в Школе;
 состав и структуру направлений внеурочной деятельности Школы.
ООП ООО может включать как один, так и несколько учебных планов.
2.5.3. Система условий реализации ООП ООО должна содержать:
 описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальнотехнических, информационно-методических условий и ресурсов;
 обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
целями и приоритетами ООП ООО Школы;
 механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
 сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы
условий;
 систему оценки условий.

3. Порядок разработки и утверждения ООП ООО
3.1. ООП ООО разрабатывается на основе Примерной образовательной программы
основного общего образования и данного Положения.
3.2 Разработка ООП ОО включает в себя стадии:





разработки проекта ООП ООО;
обсуждения проекта ООП ООО;
принятия ООП ООО;
утверждения и введения в действие ООП ООО.

3.3. В разработке ОП ООО участвуют администрация школы, педагоги, входящие в
состав рабочей группы по разработке ООП ООО, члены Совета школы.
3.4. Для разработки ОП ООО издаётся приказ директора, в котором утверждается
рабочая группа по разработке ОП ООО, определяются сроки, назначаются
ответственные.
3.5. Разработанная ОП ООО утверждается педагогическим советом и приказом
директора.
3.6. При утверждении ОП ООО на титульном листе указываются реквизиты протокола
педагогического совета, приказа.
3.7. В ООП ООО
могут вносится изменения, дополнения и корректировка.
Предложения о внесении изменений или корректировке могут вносить письменно
методические объединения на рассмотрение и принятие педагогическому совету.

5

3.8. После внесений изменений и дополнений в ООП ООО она утверждается заново.
После принятия изменений или корректировке отдельных положений директор школы
издаёт приказ.
3.9. Принятая и утвержденная ООП ООО Школы является обязательной нормой для всех
участников образовательного процесса, служит основой для организации
образовательного процесса, расстановки кадров, контроля качества результатов ее
освоения.
3.10.ОП ООО хранится у директора школы. Копия - у заместителя директора по УВР.
Также текст ОП ООО размещается на сайте школы для ознакомления с документом
учащихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного
процесса.

4.

Управление реализацией ОП ООО

Управление реализацией ОП ООО представлено коллегиальными органами: школьные
методические объединения учителей-предметников, педагогический совет школы и
Управляющий Совет школы.
4.1. Совет школы обеспечивает определение образовательных запросов со стороны всех
участников образовательного процесса, перспектив развития ОП ООО, способствует их
реализации посредством объединения усилий учителей, учащихся и их родителей
(законных представителей).
4.2. Педагогический совет:
- рассматривает и утверждает ОП ООО, изменения, дополнения к ней.
4.3. Директор школы:
- утверждает учебный план основной школы на текущий учебный год;
- утверждает рабочие программы учебных предметов и курсов;
- утверждает программы внеурочной деятельности;
- обеспечивает стратегическое управление реализацией ОП ООО;
- обеспечивает планирование, контроль и анализ деятельности по достижению
положительных результатов, определенных ОП ООО;
- создает необходимые организационно-педагогические и материально-технические
условия для выполнения ОП ООО;
- ежегодно представляет публичный доклад о выполнении ОП ООО, обеспечивает его
размещение на сайте образовательного учреждения.
4.4. Заместители директора по УВР:
- обеспечивают разработку ОП ООО в соответствии с положением;
- организуют на основе ОП ООО образовательный процесс на уровне основного общего
образования;
- осуществляют контрольно-инспекционную деятельность и анализ выполнения
учебных программ;
- обеспечивают итоговый анализ и корректировку ОП ООО.
4.5. Заместитель директора по ВР:
- обеспечивает проектирование и реализацию системы воспитания и социализации
учащихся основной школы;
6

- осуществляет организацию воспитательной деятельности;
- обеспечивает контроль и анализ воспитательной работы
- обеспечивает разработку программ внеурочной деятельности учащихся основной
школы;
- осуществляет организацию занятий по программам внеурочной деятельности
учащихся основной школы;
- обеспечивает контроль и анализ реализации программ внеурочной деятельности
учащихся основной школы.
4.6. Школьные методические объединения учителей-предметников способствуют
совершенствованию методического обеспечения ОП НОО:
- проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса;
- вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных предметов и
учебно-методического обеспечения;
- проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых
преподавателями в рабочие программы;
- рекомендуют к использованию рабочие программы учебных предметов, курсов;
- разрабатывают методические рекомендации для учащихся и родителей по
эффективному усвоению учебных программ.

5. Порядок размещения и ознакомления с ООП ООО и вносимых изменениях
5.1. ООП ООО, как основной нормативный документ Школы, подлежит размещению на
официальном сайте Школы в сети Интернет.
5.2 Родители (законные представители) обучающиеся и обучающиеся II ступени общего
образования должны быть ознакомлены с ООП ООО:
 при зачислении обучающихся в Школу;
 при внесении изменений в ООП ООО.
5.3 Педагогические работники должны быть ознакомлены с ООП ООО
 при приеме на работу;
 при внесении изменений в ООП ООО.

6. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения,
реализующего ООП ООО
6.1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется
на основе оценок достижения планируемых результатов освоения ООП ООО с
результатами, достигнутыми выпускниками основной школы.

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».