МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА БЕЛИНСКОГО БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РИМА МИХАЙЛОВИЧА САЗОНОВА (МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова) 442250 Пензенская область, г. Белинский, пл. Советская, 10, ИНН 5810004482 ОГРН 1025801069425 тел. (84153) 2-15-33 Рассмотрена на заседании МО Протокол №1 от 25.08.2023 г. Согласована на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2023 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова _____________ И.П. Бичкурова Приказ № 120 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) В 5-8 КЛАССАХ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса для обучающихся 5-8 классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Курс по развитию математической грамотности является одним из модулей программы «Развитие функциональной грамотности». «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину». В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала. Существуют три составляющих математической грамотности: 1. Умение находить и отбирать информацию Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия. 2. Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы. 3. Интерпретировать, оценивать и анализировать данные Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи. Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение информации из различных источников). В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно. Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе. Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, опирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность. Воспитательный потенциал курса реализуется через: - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней; - демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Цель обучения – формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Задачи: 1. распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; 2. формулировать эти проблемы на языке математики; 3. решать эти проблемы, используя математические факты и методы; 4. анализировать использованные методы решения; 5. интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы. Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики: 1. Понимание обучающимися необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений. 2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы. 3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений. Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений. Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп математических заданий: 1. Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни. 2. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. 3. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении. 4. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.) 5. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений 6. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики. Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы. 1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами. 2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах. 3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач. Третья составляющая математической функциональной грамотности школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами. Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий. 1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии. 2. Задания, направленные на построение математических суждений МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану МОУ СОШ №2 г. Белинского им. Р.М. Сазонова на изучение курса по развитию математической грамотности в 5- 8 классах отводится 1 час в неделю, всего 34 учебных часа в каждом классе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса по развитию математической грамотности характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов; формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах, викторинах. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса по развитию математической грамотности «Учимся для жизни» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; — условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; — делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; — обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; — аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: — воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; — ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; — представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; — принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; — обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); — выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: — самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; — предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; — оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. Содержание курса внеурочной деятельности. 5 класс Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Составление числовых выражений. Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. Логические и традиционные головоломки. Числовые ребусы. Свойства четных и нечетных чисел. Использование свойств четности в решении олимпиадных задач. Изображение фигур, не отрывая карандаша от бумаги и четность. Использование Задачи со спичками. Куб. Параллелепипед. Развертки фигур. Узлы на веревке. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Оплата без сдачи и размена монет. Верные и неверные утверждения. Логические задачи. Задачи- шутки. Математические фокусы. Математические игры. Формулы комбинаторики. Решение комбинаторных задач. Рисование фигур на клетчатой бумаге Разрезание фигур на равные части. Игры с пентамино. Решение олимпиадных задач различных конкурсов. Защита минипроектов. Тематическое планирование Тема раздела Тема №1. «Числа» Тема №2. «Четность» Тема №3. «Геометрия в пространстве» Тема №4. «Переливание. Взвешивание» Тема №5 «Логические задачи» Тема №6 «Элементы комбинаторики» Тема №7 «Геометрия на клетчатой бумаге» Тема №8 «Олимпиадные задачи» Повторение Кол-во часов 4 4 4 6 4 2 3 5 2 34 Календарно-тематическое планирование: № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наименование Кол-во часов Тема №1. «Числа» (4 часа) Как люди научились считать. Из науки о 1 числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Составление числовых выражений. Действия 1 над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. 1 Приёмы рациональных вычислений. Логические и традиционные головоломки. 1 Числовые ребусы. Тема №2. «Четность» (4 часа) Свойства четных и нечетных чисел. 1 Использование свойств четности в решении 1 олимпиадных задач. Использование четности при прохождении 1 лабиринтов. Изображение фигур, не отрывая карандаша от 1 бумаги и четность. Тема №3. «Геометрия в пространстве» (4 часа) Задачи со спичками. 1 Куб. Параллелепипед. 1 Развертки фигур. 1 Узлы на веревке. 1 Тема №4. «Переливание. Взвешивание» (6 часа) Задачи на переливание. 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Задачи на взвешивание. Задачи на оплату без сдачи и размена монет. Задачи на оплату без сдачи и размена монет. Тема №5 «Логические задачи» (4 часа) Верные и неверные утверждения. Логические задачи. Верные и неверные утверждения. Логические задачи. Задачи- шутки. Математические фокусы. Математические игры. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема №6 «Элементы комбинаторики» (2 часа) Формулы комбинаторики. 1 Решение комбинаторных задач. 1 Тема №7 «Геометрия на клетчатой бумаге» (3 часа) Рисование фигур на клетчатой бумаге. 1 Разрезание фигур на равные части 1 Игры с пентамино. 1 Тема №8 «Олимпиадные задачи» (5 часа) Решение олимпиадных задач: задачи на 1 интерпретацию информации, представленной в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм Решение олимпиадных задач: задачи на 1 движение Решение олимпиадных задач: сюжетные задачи 1 Решение олимпиадных задач: задачи на 1 проценты Решение олимпиадных задач: задачи на 1 конструирование Повторение (2 часа) Защита мини-проектов"Моя логическая задача" 1 Защита мини-проектов"Моя логическая задача" 1 Итого 34 Содержание курса внеурочной деятельности. 6 класс Вводное занятие. Вводный инструктаж. Объясняют понятие логики, предмет и задачи науки. Описывают основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, комбинаторика. Перечисляют этапы развития счета в древности. Описывают развитие письменной нумерации разных народов, используют римскую нумерацию для записи чисел. Исследуют простейшие числовые закономерности, проводят числовые эксперименты. Дают определение софизма, объясняют роль софизмов в математике, находят ошибки в софизмах, пытаются самостоятельно составить софизм. Объясняют разницу между софизмами и парадоксами. Используют знания о зависимостях между величинами скорость, время, путь при решении текстовых задач. Анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие, извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью рисунков. Выражают одни единицы измерения длины и массы через другие. Используют знания о зависимостях между величинами скорость, время, путь при решении текстовых задач. Анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие, извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью рисунков. Строят логическую цепочку рассуждений, выполняют перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделяют комбинации, отвечающие заданным условиям. Моделируют учебную задачу с помощью спичек. Выполняют перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделяют комбинации, отвечающие заданным условиям. Моделируют изучаемые объекты с использованием бумаги, пластилина, проволоки и др. Распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры. Моделируют различные геометрические фигуры. Изображают фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивают величины, находят наибольшие и наименьшие значения. Переводят единицы измерения длины и массы из метрической системы мер в старые русские меры. Составляют текстовые задачи. Выполняют олимпиадные задания, участвуют в обсуждении. Дают определение множества, приводят примеры из жизни множеств и подмножеств. Строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют контроль, проверяя полученный ответ на соответствие условию. Проводят классификацию конечных и бесконечных множеств, взаимодействуют в группах и парах. Приводят примеры несложных классификаций из различных областей жизни. Игра «Лесенка» Участвуют в математической викторине. Дают определения и объясняют понятия отрицания, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Производят равносильные преобразования формул. Используя равносильности, приводят формулы логики высказываний к наиболее простому виду. Составляют таблицу истинности высказываний. Принцип Дирихле, доказывают его методом от противного. Решают задачи с применением принципа Дирихле. Самостоятельно создают задачи на использование принципа. Классифицируют задачи по принципу возможности применения принципа. Дают определение ребуса, объясняют правила расшифровки ребуса. Применяют знания, полученные в результате изучения курса при создании презентации. Осуществляют поиск информации. Презентация проектов. Тематическое планирование Тема раздела Тема №1. Предмет и задачи логики. Тема №2. Математические парадоксы и софизмы Тема №3. Геометрические задачи. Тема №4. Понятие множества. Подмножество. Решение задач. Тема №5 Формулы и функции логики высказываний Тема №6 Числовые ребусы. Тема №7 Табличный метод решения задач. Повторение Кол-во часов 7 5 4 3 5 4 3 3 34 Календарно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 7 8 Разделы и темы Общее кол-во часов Вводное занятие. Предмет и задачи логики. Счет у первобытных людей. 1 О происхождении арифметики. Решение конкурсных задач «Ребус». О происхождении и развитии нумерации. Цифры разных народов. Буквы и знаки. Игра «Кубики». Игра «Кубики». Математические парадоксы и софизмы. Метрическая система мер. Задачи на 1 Теорети ческие занятия (кол-во часов) 1 Практичес кие занятия (кол-во часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 9 движение. Решение задач на движение. 1 1 10 Логические задачи. Задачи со спичками. 1 1 11 Решение логических задач со спичками. 1 1 12 Измерения в древности у 1 разных народов. Геометрические задачи. Геометрические задачи. Решение простейших 1 практических геометрических задач. 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Старые русские меры. Геометрические задачи. Разбор заданий школьной олимпиады. Понятие множества. Подмножество. Решение задач. Конечное и бесконечное множество. Решение задач. Загадки, связанные с натуральными числами. Решение задач на отгадывание чисел. «Магические квадраты». Логические задачи. Игра «Попробуй, сосчитай». Смотр знаний. Простые и сложные высказывания. Формулы и функции логики высказываний. Решение логических задач. Принцип Дирихле и его применение к решению задач. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач с использованием графов. Числовые ребусы. Табличный метод решения задач. Решение задач с помощью таблиц. Подготовка проекта по выбранной теме. Создание проекта. Итоговый проект. ВСЕГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 ч. Содержание учебного курса.7 класс Раздел I. Из истории математики 6 часов Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода». Цифры у разных народов. Математическая наука в Вавилоне. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр. Раздел II. Великие математики 6 часов Пифагор и его школа. Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда. Задачи на переливание жидкостей. Мухаммед из Хорезма и математика Востока. Развитие математики в России Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого. Доклады о великих математиках Глава III. Из науки о числах 9 часов Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. Число Шахерезады. Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Получение палиндрома из любого числа. Признак делимости на 11. Числа счастливые и несчастливые. Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия). Арифметические ребусы. Приемы быстрого счета. Числовые головоломки. Арифметическая викторина. Глава IV. Логика в математике 8 часов Логические рассуждения. Методы рассуждений. Простые и сложные высказывания. Составные части математических высказываний. Необходимые и достаточные условия. Задачи на математическую логику. Задачи на планирование. V. Геометрические головоломки 5 часов Головоломка Пифагора. Колумбово яйцо. Квадратура круга. Лист Мебиуса. Применение листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве. Соразмерность. Тематическое планирование Тема раздела Тема №1. Из истории математики Тема №2. Великие математики Тема №3. Из науки о числах Тема №4. Логика в математике Тема №5 Геометрические головоломки Повторение Кол-во часов 6 6 9 8 4 1 34 Календарно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Разделы и темы Из истории математики Арифметика каменного века Числа начинают получать имена Загадка числа «7» Живая счетная машина Дюжины и гроссы Математика Вавилона Великие математики Пифагор и его школа Архимед Задачи на переливание жидкостей Мухаммед из Хорезма Развитие математики в Общее количество часов 6 6 Теоретические занятия 1 6 Практические занятия 5 Дата проведения 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 России Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика» Из науки о числах Открытие нуля Число Шахеризады Любопытные свойства натуральных чисел Признак делимости на 11 Числа счастливые и несчастливые Арифметические ребусы Некоторые приемы быстрого счета Числовые головоломки Арифметическая викторина Логика в математике Учимся правильно рассуждать В математике «не», «и», «или» Понятия «следует», «равносильно» Составные части математических высказываний Верные и неверные высказывания Необходимые и достаточные условия Затруднительные положения Несколько задач на планирование Геометрические 9 9 8 4 1 7 4 30 31 32 33 34 головоломки Головоломка Пифагора Удивительные луночки Колумбово яйцо Заключительное занятие - игра «Верю, не верю» Заключительное занятие 1 1 Содержание курса внеурочной деятельности.8 класс. Математика в повседневной жизни. Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др. Геометрические задания. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи. Математика и общество Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в том числе для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др. Задачи на чертежах Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт. Математика и профессия Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач. Тематический план № Наименование разделов, тем Всего, час п/п 1 Математика в повседневной жизни 10 2 Геометрические задачи 6 3 Математика и общество 6 4 Задачи на чертежах 6 5 Математика и профессии 6 Итого 34 Календарно-тематический план Разделы № и темы 1 п / п Чтение чертежей 1 Теоретиче ские занятия (кол-во часов) 0.5 2 Участок 1ч 0.5 3 Практическая 1ч работа по теме «Участок» Задача про 1 ч «Шины» 1 Практическая 1 4 5 Общее кол-во часов 1ч Практическ ие занятия (кол-во часов) Форма организации занятий 0.5 лекции, работа с учебносправочной литературой. практикумы, тестирование практикумы, тестирование 0.5 1 лекции, практикумы, тестирование, работа с учебносправочной литературой. лекции, 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 работа по «Шины» Покупки теме 1ч Решение задач на 1 ч покупки Карманные 1ч расходы Практическая 1ч работа по теме «Покупки. К арманные расходы» Проектная работа 1 ч по теме «Математика в повседневной жизни» Геометрические 1ч фигуры Упражнения, 1ч направленные на решение геометрических задач Верные и 1ч неверные утверждения Работа текстовой информацией Анализ, представление 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 с 1ч 1 1ч 1 в практикумы тестирование лекции, практикумы, тестирование, работа с учебносправочной литературой. практикумы, тестирование лекции, практикумы тестирование практикумы, тестирование, практикумы, тестирование лекции, практикумы, тестирование, работа с учебносправочной литературой практикумы, тестирование лекции, практикумы, тестирование, работа с учебносправочной литературой практикумы, тестирование практикумы, тестирование 16 17 18 19 графическом и символьном виде Проверочная 1ч работа по теме «Геометрические задачи » Права человека 1ч Практическая 1ч работа по теме «Права человека» Охрана 1ч окружающей среды 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 0.5 0.5 практикумы, тестирование лекции, практикумы, тестирование, работа с учебносправочной литературой практикумы, тестирование лекции, практикумы, тестирование, работа с учебносправочной литературой лекции, практикумы, тестирование, работа с учебносправочной литературой практикумы, тестирование 20 Межкультурная коммуникация 1ч 21 Проектная работа по теме «Математика и общество» Проверочная работа по теме «Математика и общество» Задачи на готовых чертежах Упражнения, направленные на формирование умения читать чертеж Задания, направленные на перевод 1ч 1 1ч 1 практикумы, тестирование 1ч 1 1ч 1 практикумы, тестирование практикумы, тестирование 1ч 1 22 23 24 25 практикумы, тестирование 26 27 28 29 30 31 32 33 34 информации Геометрия на клетчатой бумаге Геометрия на клетчатой бумаге Проверочная работа по теме «Задачи на чертежах» Математика в профессионально й деятельности Математика в профессионально й деятельности моих родителей Математические задачи в профессиях Проектная работа по теме «Математика и профессии» Работа над проектами Защита проектов итого 1ч 1 1ч 1 1ч 1 1ч 0.5 0.5 практикумы, тестирование практикумы, тестирование практикумы, тестирование лекции, практикумы, тестирование, работа с учебносправочной литературой практикумы, тестирование 1ч 1 1ч 1 практикумы, тестирование 1ч 1 практикумы, тестирование 1ч 1 1ч 34 1 практикумы, тестирование Защита проектов Используемая литература: 1.Сборник эталонных заданий «Функциональная грамотность. Математическая грамотность. Учимся для жизни», Автор: Ковалёва Г.С., Рослова Л.О., Краснянская К.А. и др. Под редакцией Ковалёвой Г.С., Рословой Л.О.; М.: Просвещение, 2022г. 2.Сборник эталонных заданий. Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Автор: Ковалёва Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др. Под ред. Ковалевой Г.С., Рябининой Л.А. М.: Просвещение, 2022г. 3.И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку»; 4. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи». Используемые ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Математическая грамотность (instrao.ru) https://etudes.ru/ http://free-math.ru/ http://www.zaba.ru/ https://mathus.ru/math/ https://skysmart.ru/ https://uchi.ru/