РП по матем.грамотности 5-8 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРОДА БЕЛИНСКОГО БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РИМА МИХАЙЛОВИЧА САЗОНОВА
(МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова)
442250 Пензенская область, г. Белинский, пл. Советская, 10,
ИНН 5810004482 ОГРН 1025801069425
тел. (84153) 2-15-33

Рассмотрена
на заседании МО
Протокол №1
от 25.08.2023 г.

Согласована
на педагогическом совете
Протокол №1
от 30.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №2
г. Белинского Пензенской
области
им. Р.М. Сазонова
_____________ И.П. Бичкурова
Приказ № 120
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
В 5-8 КЛАССАХ
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса для обучающихся 5-8 классах разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены
идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации.
Курс по развитию математической грамотности является одним из модулей программы
«Развитие функциональной грамотности».
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические
рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения
проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину».
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации
школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к
развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности
учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации
математической информации, решения математических задач в различных жизненных
ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических
символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с
помощью технических способов визуализации материала.
Существуют три составляющих математической грамотности:
1. Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую
информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с
пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.
2. Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных
задач
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами,
процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить
различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать
измерительные приборы, а также применять формулы.
3. Интерпретировать, оценивать и анализировать данные
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы
на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки
информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций,
изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с
численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими

математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции,
расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи.
Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем
в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной
количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных
источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение
информации из различных источников).
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные
навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию,
описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего
анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до
развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт,
графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является
недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность
решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и
дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии
обучающихся, опирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и
гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность
обучения, доступность.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего отношения к ней;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Цель обучения – формирование математической грамотности учащихся, в том числе в
интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на

основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.
Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Задачи:
1. распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут
быть решены средствами математики;
2. формулировать эти проблемы на языке математики;
3. решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4. анализировать использованные методы решения;
5. интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности
включает следующие характеристики:
1. Понимание обучающимися необходимости математических знаний для решения
учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов),
которые требуют применения математических знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с
математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример),
использование математического языка для решения учебных задач, построения
математических суждений.
Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником
необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка
разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения
математических знаний, умений.
Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп
математических заданий:
1. Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в
повседневной жизни.
2. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем,
возникающих в повседневной жизни.
3. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и
в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
4. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными
ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
5. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских
представлений
6. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в
окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность
устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической
информацией: применять умственные операции, математические методы.
1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между
математическими понятиями — работа с математическими объектами.

2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о
математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.
3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на
овладение математическими методами для решения учебных задач.
Третья составляющая математической функциональной грамотности школьников —
овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач,
построение математических суждений, работа с математическими фактами.
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических
заданий.
1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
2. Задания, направленные на построение математических суждений
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МОУ СОШ №2 г. Белинского им. Р.М. Сазонова на изучение
курса по развитию математической грамотности в 5- 8 классах отводится 1 час в неделю,
всего 34 учебных часа в каждом классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса по развитию
математической грамотности характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической
школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности
учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в
искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием

математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и
значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической
культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками
исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;
формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах,
викторинах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса по развитию
математической грамотности «Учимся для жизни» характеризуются овладением
универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными
действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых
когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира;
применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями;
— условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в
фактах, данных, наблюдениях и утверждениях;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
— обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта,
зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность
социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения;
— ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах,
давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе
обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;

— обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами
команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых
установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
— самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку
приобретённому опыту.
Содержание курса внеурочной деятельности. 5 класс
Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики.
Почему нашу запись называют десятичной. Составление числовых выражений. Действия
над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы
рациональных вычислений. Логические и традиционные головоломки. Числовые ребусы.
Свойства четных и нечетных чисел. Использование свойств четности в решении
олимпиадных задач. Изображение фигур, не отрывая карандаша от бумаги и четность.
Использование
Задачи со спичками. Куб. Параллелепипед. Развертки фигур. Узлы на веревке.
Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Оплата без сдачи и размена монет.
Верные и неверные утверждения. Логические задачи. Задачи- шутки.
Математические фокусы. Математические игры.
Формулы комбинаторики. Решение комбинаторных задач.
Рисование фигур на клетчатой бумаге Разрезание фигур на равные части.
Игры с пентамино. Решение олимпиадных задач различных конкурсов. Защита минипроектов.
Тематическое планирование

Тема раздела
Тема №1. «Числа»
Тема №2. «Четность»
Тема №3. «Геометрия в пространстве»
Тема №4. «Переливание. Взвешивание»
Тема №5 «Логические задачи»
Тема №6 «Элементы комбинаторики»
Тема №7 «Геометрия на клетчатой бумаге»
Тема №8 «Олимпиадные задачи»
Повторение

Кол-во часов
4
4
4
6
4
2
3
5
2
34

Календарно-тематическое планирование:
№
п/
п
1

2
3
4

5
6
7
8

9
10
11
12
13

Наименование

Кол-во
часов

Тема №1. «Числа» (4 часа)
Как люди научились считать. Из науки о 1
числах. Из истории развития арифметики.
Почему нашу запись называют десятичной.
Составление числовых выражений. Действия 1
над натуральными числами.
Как свойства действий помогают вычислять. 1
Приёмы рациональных вычислений.
Логические и традиционные головоломки. 1
Числовые ребусы.
Тема №2. «Четность» (4 часа)
Свойства четных и нечетных чисел.
1
Использование свойств четности в решении 1
олимпиадных задач.
Использование четности при прохождении 1
лабиринтов.
Изображение фигур, не отрывая карандаша от 1
бумаги и четность.
Тема №3. «Геометрия в пространстве» (4 часа)
Задачи со спичками.
1
Куб. Параллелепипед.
1
Развертки фигур.
1
Узлы на веревке.
1
Тема №4. «Переливание. Взвешивание» (6 часа)
Задачи на переливание.
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28

29
30
31
32

33
34

Задачи на переливание.
Задачи на взвешивание.
Задачи на взвешивание.
Задачи на оплату без сдачи и размена монет.
Задачи на оплату без сдачи и размена монет.
Тема №5 «Логические задачи» (4 часа)
Верные и неверные утверждения. Логические
задачи.
Верные и неверные утверждения. Логические
задачи.
Задачи- шутки.
Математические фокусы. Математические
игры.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема №6 «Элементы комбинаторики» (2 часа)
Формулы комбинаторики.
1
Решение комбинаторных задач.
1
Тема №7 «Геометрия на клетчатой бумаге» (3 часа)
Рисование фигур на клетчатой бумаге.
1
Разрезание фигур на равные части
1
Игры с пентамино.
1
Тема №8 «Олимпиадные задачи» (5 часа)
Решение олимпиадных задач: задачи на
1
интерпретацию информации, представленной в
виде схем, графиков, таблиц, диаграмм
Решение олимпиадных задач: задачи на 1
движение
Решение олимпиадных задач: сюжетные задачи 1
Решение олимпиадных задач: задачи на 1
проценты
Решение олимпиадных задач: задачи на 1
конструирование
Повторение (2 часа)
Защита мини-проектов"Моя логическая задача" 1
Защита мини-проектов"Моя логическая задача" 1
Итого
34

Содержание курса внеурочной деятельности.
6 класс
Вводное занятие. Вводный инструктаж. Объясняют понятие логики, предмет и задачи
науки. Описывают основные логические операции: анализ, синтез, сравнение,
классификация, комбинаторика. Перечисляют этапы развития счета в древности.
Описывают развитие письменной нумерации разных народов, используют римскую
нумерацию для записи чисел. Исследуют простейшие числовые закономерности, проводят
числовые эксперименты.
Дают определение софизма, объясняют роль софизмов в математике, находят ошибки в
софизмах, пытаются самостоятельно составить софизм. Объясняют разницу между
софизмами и парадоксами.
Используют знания о зависимостях между величинами скорость, время, путь при решении
текстовых задач. Анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие,
извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью рисунков.
Выражают одни единицы измерения длины и массы через другие.
Используют знания о зависимостях между величинами скорость, время, путь при решении
текстовых задач. Анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие,
извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью рисунков.
Строят логическую цепочку рассуждений, выполняют перебор всех возможных вариантов
для пересчета объектов или комбинаций, выделяют комбинации, отвечающие заданным
условиям. Моделируют учебную задачу с помощью спичек.
Выполняют перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций,
выделяют комбинации, отвечающие заданным условиям. Моделируют
изучаемые
объекты с использованием бумаги, пластилина, проволоки и др. Распознают на чертежах,
рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры.
Моделируют различные геометрические фигуры. Изображают фигуры на клетчатой
бумаге. Сравнивают величины, находят наибольшие и наименьшие значения.
Переводят единицы измерения длины и массы из метрической системы мер в старые
русские меры. Составляют текстовые задачи.
Выполняют олимпиадные задания, участвуют в обсуждении. Дают определение
множества, приводят примеры из жизни множеств и подмножеств. Строят логическую
цепочку рассуждений, осуществляют контроль, проверяя полученный ответ на
соответствие условию. Проводят классификацию конечных и бесконечных множеств,
взаимодействуют в группах и парах. Приводят примеры несложных классификаций из
различных областей жизни. Игра «Лесенка»
Участвуют в математической викторине. Дают определения и объясняют понятия
отрицания, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Производят
равносильные преобразования формул. Используя равносильности, приводят формулы
логики высказываний к наиболее простому виду. Составляют таблицу истинности
высказываний.
Принцип Дирихле, доказывают его методом от противного. Решают задачи с
применением принципа Дирихле. Самостоятельно создают задачи на использование
принципа. Классифицируют задачи по принципу возможности применения принципа.
Дают определение ребуса, объясняют правила расшифровки ребуса.

Применяют знания, полученные в результате изучения курса при создании презентации.
Осуществляют поиск информации. Презентация проектов.
Тематическое планирование
Тема раздела
Тема №1. Предмет и задачи логики.
Тема №2. Математические парадоксы и софизмы
Тема №3. Геометрические задачи.
Тема №4. Понятие множества. Подмножество. Решение задач.
Тема №5 Формулы и функции логики высказываний
Тема №6 Числовые ребусы.
Тема №7 Табличный метод решения задач.
Повторение

Кол-во часов
7
5
4
3
5
4
3
3
34

Календарно-тематический план
№
п/п

1

2

3
4
5
6

7
7
8

Разделы и темы

Общее
кол-во
часов

Вводное занятие.
Предмет и задачи
логики.
Счет у первобытных
людей.

1

О происхождении
арифметики.
Решение конкурсных
задач «Ребус».
О происхождении и
развитии нумерации.
Цифры разных народов.
Буквы и знаки. Игра
«Кубики».
Игра «Кубики».
Математические
парадоксы и софизмы.
Метрическая система
мер. Задачи на

1

Теорети
ческие
занятия
(кол-во
часов)
1

Практичес
кие
занятия
(кол-во
часов)

1

1

1

1
1

1
1

1

1
1

1

1
1

Дата проведения

9

движение.
Решение задач на
движение.

1

1

10

Логические задачи.
Задачи со спичками.

1

1

11

Решение логических
задач со спичками.

1

1

12

Измерения в древности у 1
разных народов.
Геометрические задачи.
Геометрические задачи.
Решение простейших
1
практических
геометрических задач.

1

13
14

15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26

27

Старые русские меры.
Геометрические задачи.
Разбор заданий
школьной олимпиады.
Понятие множества.
Подмножество. Решение
задач.
Конечное и бесконечное
множество. Решение
задач.
Загадки, связанные с
натуральными числами.
Решение задач на
отгадывание чисел.
«Магические квадраты».
Логические задачи. Игра
«Попробуй, сосчитай».
Смотр знаний.
Простые и сложные
высказывания.
Формулы и функции
логики высказываний.
Решение логических
задач.
Принцип Дирихле и его
применение к решению
задач.

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

28

29

30
31
32
33
34

Примеры различных
задач, решаемых с
помощью принципа
Дирихле.
Решение задач с
использованием графов.
Числовые ребусы.
Табличный метод
решения задач.
Решение задач с
помощью таблиц.
Подготовка проекта по
выбранной теме.
Создание проекта.
Итоговый проект.
ВСЕГО

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1
34 ч.

Содержание учебного курса.7 класс
Раздел I. Из истории математики 6 часов
Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала
математика людям? Зачем ее изучать? Счет у первобытных людей. Возникновение
потребности в счёте. Счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев
рук и ног «счетовода». Цифры у разных народов. Математическая наука в Вавилоне.
Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение
и запись цифр.
Раздел II. Великие математики 6 часов
Пифагор и его школа. Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о
жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово
правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда. Задачи на переливание
жидкостей. Мухаммед из Хорезма и математика Востока. Развитие математики в России
Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого.
Доклады о великих математиках
Глава III. Из науки о числах 9 часов
Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. Число Шахерезады.
Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Получение
палиндрома из любого числа. Признак делимости на 11. Числа счастливые и
несчастливые. Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам.
Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония,
Китай, Италия).
Арифметические ребусы. Приемы быстрого счета. Числовые головоломки.
Арифметическая викторина.
Глава IV. Логика в математике 8 часов
Логические рассуждения. Методы рассуждений. Простые и сложные высказывания.

Составные части математических высказываний. Необходимые и достаточные условия.
Задачи на математическую логику. Задачи на планирование.
V. Геометрические головоломки 5 часов
Головоломка Пифагора. Колумбово яйцо. Квадратура круга. Лист Мебиуса.
Применение листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом
искусстве. Соразмерность.
Тематическое планирование
Тема раздела
Тема №1. Из истории математики
Тема №2. Великие математики
Тема №3. Из науки о числах
Тема №4. Логика в математике
Тема №5 Геометрические головоломки
Повторение

Кол-во часов
6
6
9
8
4
1
34

Календарно-тематический план
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Разделы и темы

Из истории
математики
Арифметика каменного
века
Числа начинают
получать имена
Загадка числа «7»
Живая счетная машина
Дюжины и гроссы
Математика Вавилона
Великие математики
Пифагор и его школа
Архимед
Задачи на переливание
жидкостей
Мухаммед из Хорезма
Развитие математики в

Общее
количество
часов

6

6

Теоретические
занятия

1

6

Практические
занятия

5

Дата
проведения

12

13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25

26

27

28
29

России
Л.Ф.Магницкий и его
«Арифметика»
Из науки о числах
Открытие нуля
Число Шахеризады
Любопытные свойства
натуральных чисел
Признак делимости на
11
Числа счастливые и
несчастливые
Арифметические
ребусы
Некоторые приемы
быстрого счета
Числовые головоломки
Арифметическая
викторина
Логика в математике
Учимся правильно
рассуждать
В математике «не»,
«и», «или»
Понятия «следует»,
«равносильно»
Составные части
математических
высказываний
Верные и
неверные
высказывания
Необходимые и
достаточные
условия
Затруднительные
положения
Несколько задач на
планирование
Геометрические

9

9

8

4

1

7

4

30
31
32
33

34

головоломки
Головоломка Пифагора
Удивительные луночки
Колумбово яйцо
Заключительное
занятие - игра «Верю,
не верю»
Заключительное
занятие

1

1

Содержание курса внеурочной деятельности.8 класс.
Математика в повседневной жизни.
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве
семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг,
организации отдыха и др.
Геометрические задания.
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт;
выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с
информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с
буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи.
Математика и общество
Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей
гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в том
числе для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и
др.
Задачи на чертежах
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой.
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт.
Математика и профессия
Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к
осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и
профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики
для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.

Тематический план
№

Наименование разделов, тем

Всего, час

п/п
1

Математика в повседневной жизни

10

2

Геометрические задачи

6

3

Математика и общество

6

4

Задачи на чертежах

6

5

Математика и профессии

6

Итого

34

Календарно-тематический план
Разделы
№
и темы

1

п
/
п
Чтение чертежей

1

Теоретиче
ские
занятия
(кол-во
часов)
0.5

2

Участок

1ч

0.5

3

Практическая
1ч
работа по теме
«Участок»
Задача
про 1 ч
«Шины»

1

Практическая

1

4

5

Общее
кол-во
часов

1ч

Практическ
ие занятия
(кол-во
часов)

Форма
организации
занятий

0.5

лекции, работа с
учебносправочной
литературой.
практикумы,
тестирование
практикумы,
тестирование

0.5

1

лекции,
практикумы,
тестирование,
работа с учебносправочной
литературой.
лекции,

6

7
8

9

10

11

12

13

14

15

работа по
«Шины»
Покупки

теме
1ч

Решение задач на 1 ч
покупки
Карманные
1ч
расходы
Практическая
1ч
работа по теме
«Покупки.
К
арманные
расходы»
Проектная работа 1 ч
по
теме
«Математика
в
повседневной
жизни»
Геометрические
1ч
фигуры

Упражнения,
1ч
направленные на
решение
геометрических
задач
Верные
и 1ч
неверные
утверждения

Работа
текстовой
информацией
Анализ,
представление

0.5

0.5

1
0.5

0.5

1

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

с 1ч

1

1ч

1

в

практикумы
тестирование
лекции,
практикумы,
тестирование,
работа с учебносправочной
литературой.
практикумы,
тестирование
лекции,
практикумы
тестирование
практикумы,
тестирование,

практикумы,
тестирование

лекции,
практикумы,
тестирование,
работа с учебносправочной
литературой
практикумы,
тестирование

лекции,
практикумы,
тестирование,
работа с учебносправочной
литературой
практикумы,
тестирование
практикумы,
тестирование

16

17

18

19

графическом
и
символьном виде
Проверочная
1ч
работа по теме
«Геометрические
задачи »
Права человека
1ч

Практическая
1ч
работа по теме
«Права человека»
Охрана
1ч
окружающей
среды

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

0.5

0.5

практикумы,
тестирование
лекции,
практикумы,
тестирование,
работа с учебносправочной
литературой
практикумы,
тестирование
лекции,
практикумы,
тестирование,
работа с учебносправочной
литературой
лекции,
практикумы,
тестирование,
работа с учебносправочной
литературой
практикумы,
тестирование

20

Межкультурная
коммуникация

1ч

21

Проектная работа
по
теме
«Математика
и
общество»
Проверочная
работа по теме
«Математика
и
общество»
Задачи
на
готовых чертежах
Упражнения,
направленные на
формирование
умения
читать
чертеж
Задания,
направленные на
перевод

1ч

1

1ч

1

практикумы,
тестирование

1ч

1

1ч

1

практикумы,
тестирование
практикумы,
тестирование

1ч

1

22

23
24

25

практикумы,
тестирование

26
27
28

29

30

31

32

33
34

информации
Геометрия
на
клетчатой бумаге
Геометрия
на
клетчатой бумаге
Проверочная
работа по теме
«Задачи
на
чертежах»
Математика
в
профессионально
й деятельности

Математика
в
профессионально
й
деятельности
моих родителей
Математические
задачи
в
профессиях
Проектная работа
по
теме
«Математика
и
профессии»
Работа
над
проектами
Защита проектов
итого

1ч

1

1ч

1

1ч

1

1ч

0.5

0.5

практикумы,
тестирование
практикумы,
тестирование
практикумы,
тестирование
лекции,
практикумы,
тестирование,
работа с учебносправочной
литературой
практикумы,
тестирование

1ч

1

1ч

1

практикумы,
тестирование

1ч

1

практикумы,
тестирование

1ч

1

1ч
34

1

практикумы,
тестирование
Защита проектов

Используемая литература:
1.Сборник эталонных заданий «Функциональная грамотность. Математическая
грамотность. Учимся для жизни», Автор: Ковалёва Г.С., Рослова Л.О., Краснянская
К.А. и др. Под редакцией Ковалёвой Г.С., Рословой Л.О.; М.: Просвещение, 2022г.
2.Сборник эталонных заданий. Функциональная грамотность. Учимся для жизни.
Автор: Ковалёва Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др. Под ред. Ковалевой Г.С.,
Рябининой Л.А. М.: Просвещение, 2022г.
3.И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку»;
4. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».
Используемые ресурсы:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Математическая грамотность (instrao.ru)
https://etudes.ru/
http://free-math.ru/
http://www.zaba.ru/
https://mathus.ru/math/
https://skysmart.ru/
https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».