МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №1 от 25.08.2023г. СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы: _________________ Бичкурова И.П. Приказ №120 от 30.08.2023 г. Рабочая программа учебного курса по биологии «Познавательная биология» для 6 класса г. Белинский, 2023г. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу биологии «Познавательная биология» для 6 класса основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО ); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (для ФГОС ООО); учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часов в неделю). Программу желательно выстраивать в соответствии с изучаемым материалом на уроках биологии с целью подкрепления теоретического материала практическими работами. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектноисследовательской деятельности, знакомства со структурой работы. Цель и задачи программы Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности. Задачи: 1. Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; 2. приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов; 3. развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности; подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; 4. 5. формирование основ экологической грамотности. При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты: • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост; • использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейстехнология, метод проектов); • организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме. Структура программы Программа «Практическая биология» включает в себя разделы: 1. Введение, 2. Лаборатория Левенгука, 3. Практическая ботаника, 4. Практическая Зоология, 5. Биопрактикум. При изучении разделов школьники смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: • иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; • • • • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; владеть планированием и постановкой биологического эксперимента. Содержание программы Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (2 часов) Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические лабораторные работы: - Устройство микроскопа - Приготовление и рассматривание микропрепаратов - Зарисовка биологических объектов Проектно-исследовательская деятельность: - Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией). Раздел 2. Практическая ботаника (8часов) Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Иркутской области. Практические и лабораторные работы: • Морфологическое описание растений • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии • Монтировка гербария Проектно-исследовательская деятельность: • Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» • Проект «Редкие растения Пензенской области» Раздел 3. Практическая зоология (3часов) • Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. • Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. • Практические и лабораторные работы: • Работа по определению животных • Составление пищевых цепочек Раздел 4. Биопрактикум (3 часа) Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования Представление результатов на конференции. по выбранному модулю. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: • Работа с информацией (посещение библиотеки) • Оформление доклада и презентации по определенной теме Проектно- исследовательская деятельность: Модуль «Экологический практикум» • Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации • Определение запыленности воздуха в помещениях Планируемые результаты Личностные результаты: • знания основных принципов и правил отношения к живой природе; • развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. Тематический планирование № Название раздела Количество часов 1. Введение 1 2. Лаборатория Левенгука 2 3. Практическая ботаника 8 4. Практическая зоология 3 5. Биопрактикум 3 Итого 17ч Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ. Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах. Поурочное планирование № Раздел, тема занятия Кол -во часов Дата проведения Форм проведения план факт Введение (1ч) 1. Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ 1 беседа Лаборатория Левенгука (2 ч) 2. 3. Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование. Знакомство с устройством микроскопа. Мини-исследование «Микромир» 1 Практическая работа 1 Работа в группах Практическая ботаника (8 ч) 4. Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» 1 Экскурсия 5. Техника сбора, высушивания и монтировки гербария 1 Практическая работа 6. Техника сбора, высушивания и монтировки гербария 1 Практическая работа 7. Определяем и классифицируем 1 Практическая работа с определителями 8. Морфологическое описание растений 1 Лабораторный практикум 9. Определение растений в безлиственном состоянии 1 Практическая работа 10. Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» 1 Проектная деятельность 11. Редкие растения Пензенской области 1 Проектная деятельность Практическая зоология ( 3 ч) 12. Система животного мира . Определяем и классифицируем 1 Творческая мастерская 13. Определяем животных по следам и контуру . Определение экологической группы животных по внешнему виду 1 Практическая Работа 14. Практическая орнитология. Мини исследование 1 «Птицы на кормушке» Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Биопрактикум (3 ч) 15. Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации. Как оформить результаты исследования 1 Теоретическое занятие 16. Физиология растений. Экологический практикум 1 Теоретическое занятие 17. Отчетная конференция 1 Исследовательск ая деятельность, создание презентаций. Итого 17ч Работа в группах УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение программы 1. Учебная лаборатория. 2. Интерактивная панель 3. Микроскопы 4. Комплект гербарных материалов 5. Комплект влажных препаратов животных 6. Модели аппликаций развития животных и растений. 7. Цифровая лаборатория 8. Оборудование для опытов и экспериментов. Информационно-коммуникативные средства обучения 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор Информационное обеспечение справочники, карты, учебные плакаты и картины, дополнительная литература по предметам, раздаточный материал, образцы творческих работ. Литература для учителя 1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 2019. 2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988. 3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2019. 4. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 2020. Интернетресурсы 1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России. 2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). 3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» 4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.