РП учебного курса Познавательная биология 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №1
от 25.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
на
педагогическом
совете
Протокол №1
от 30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
_________________
Бичкурова И.П.
Приказ №120
от 30.08.2023 г.

Рабочая программа
учебного курса
по биологии «Познавательная биология»
для 6 класса

г. Белинский, 2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу биологии «Познавательная биология» для 6
класса основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО ); требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (для ФГОС ООО); учитываются возрастные и психологические особенности
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются
межпредметные связи.
Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часов в неделю). Программу желательно
выстраивать в соответствии с изучаемым материалом на уроках биологии с целью
подкрепления теоретического материала практическими работами. Программа способствует
ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в
действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектноисследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей
школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
2. приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения
несложных биологических экспериментов;
3. развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;

4.

5. формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на
следующие аспекты:
•

создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;

•

использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в
сотрудничестве, кейстехнология, метод проектов);

•

организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций,
позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по
выбранной теме.

Структура программы
Программа «Практическая биология» включает в себя разделы:
1. Введение,
2. Лаборатория Левенгука,
3. Практическая ботаника,
4. Практическая Зоология,
5. Биопрактикум.

При изучении разделов школьники смогут почувствовать себя в роли ученых из разных
областей биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения
которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах.
Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях
организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология —
раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает
закономерности географического распространения и распределения организмов.
Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология
изучает внешнее строение организма.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
• иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
•
•
•
•

знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Содержание программы
Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при
выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (2 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника
приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического
рисунка. Практические лабораторные работы:
- Устройство микроскопа
- Приготовление и рассматривание микропрепаратов
- Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
- Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (8часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование,
техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза,
антитеза).
Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Иркутской
области.
Практические и лабораторные работы:
•

Морфологическое описание растений

•

Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии

•

Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:
•

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

•

Проект «Редкие растения Пензенской области»

Раздел 3. Практическая зоология (3часов)
•

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов.
Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.

•

Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности.
Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных
(палеонтология).
Пищевые
цепочки.
Жизнь
животных
зимой.
Подкормка птиц.

•

Практические и лабораторные работы:

•

Работа по определению животных

•

Составление пищевых цепочек

Раздел 4. Биопрактикум (3 часа)
Учебно - исследовательская деятельность.
Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования.
Какие существуют методы исследований.
Правила оформления результатов.
Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы).
Как оформить письменное сообщение и презентацию.
Освоение

и

отработка

методик

выращивания биокультур.

Выполнение самостоятельного
исследования
Представление результатов на конференции.

по

выбранному модулю.

Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных
умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
•

Работа с информацией (посещение библиотеки)

•

Оформление доклада и презентации по определенной теме

Проектно-

исследовательская деятельность:
Модуль «Экологический практикум»
•

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации

•

Определение запыленности воздуха в помещениях

Планируемые результаты
Личностные результаты:
•

знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

•

развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
Развитие
интеллектуальных
умений
(доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); эстетического отношения к
живым объектам.

Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•

умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать
и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

•

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:
•

выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

•

классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;

•

объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

•

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;

•

умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

•

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.

Тематический планирование
№

Название раздела

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Лаборатория Левенгука

2

3.

Практическая ботаника

8

4.

Практическая зоология

3

5.

Биопрактикум

3

Итого

17ч

Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии,
эксперименты,
наблюдения,
коллективные
и
индивидуальные
исследования,
самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская
деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с
презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских
работ, олимпиадах.

Поурочное планирование
№

Раздел, тема занятия

Кол -во
часов

Дата проведения Форм проведения

план

факт

Введение (1ч)
1.

Вводный инструктаж по ТБ при проведении
лабораторных работ

1

беседа

Лаборатория Левенгука (2 ч)
2.

3.

Приборы
для
научных
исследований,
лабораторное оборудование. Знакомство с
устройством микроскопа.
Мини-исследование «Микромир»

1

Практическая
работа

1

Работа в группах

Практическая ботаника (8 ч)
4.

Фенологические наблюдения «Осень в жизни
растений»

1

Экскурсия

5.

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

1

Практическая работа

6.

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

1

Практическая работа

7.

Определяем и классифицируем

1

Практическая
работа с
определителями

8.

Морфологическое описание растений

1

Лабораторный
практикум

9.

Определение растений
в
безлиственном состоянии

1

Практическая работа

10.

Создание каталога «Видовое разнообразие растений
пришкольной территории»

1

Проектная
деятельность

11.

Редкие растения Пензенской области

1

Проектная
деятельность

Практическая зоология ( 3 ч)
12.

Система животного мира . Определяем и
классифицируем

1

Творческая
мастерская

13.

Определяем животных по следам и контуру .
Определение экологической группы животных по
внешнему виду

1

Практическая
Работа

14.

Практическая орнитология. Мини исследование
1
«Птицы на кормушке»
Фенологические наблюдения «Зима в жизни
растений и животных»
Биопрактикум (3 ч)

15.

Как выбрать тему для исследования. Постановка
целей и задач. Источники информации.
Как
оформить результаты исследования

1

Теоретическое
занятие

16.

Физиология растений. Экологический практикум

1

Теоретическое
занятие

17.

Отчетная конференция

1

Исследовательск ая
деятельность,
создание
презентаций.

Итого

17ч

Работа в группах

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
1. Учебная лаборатория.
2. Интерактивная панель
3. Микроскопы
4. Комплект гербарных материалов
5. Комплект влажных препаратов животных
6. Модели аппликаций развития животных и растений.
7. Цифровая лаборатория
8. Оборудование для опытов и экспериментов.
Информационно-коммуникативные средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
Информационное обеспечение
справочники, карты, учебные плакаты и картины, дополнительная литература по предметам,
раздаточный материал, образцы творческих работ.
Литература для учителя
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц,
зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 2019.
2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат,
1988.
3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.:
Просвещение, 2019.
4. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 2020.
Интернетресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы
образования» 4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение
природы России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».