РП учебного курса Финансовая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №1
от 25.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом
совете
Протокол №1 от
30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
_________________
Бичкурова И.П.
Приказ №120
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по финансовой грамотности
«Секреты финансовой грамотности»
для обучающихся 2-4 классов

г. Белинский, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу
«Секреты финансовая грамотность»
образовательной области «Окружающий мир» для обучающихся 2-4 классов составлена в
соответствии с ФООП ФГОС на основе образовательной программы начального общего
образования по внеурочной деятельности МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области
им. Р.М. Сазонова, с использованием авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц,
Ю. Н. Корлюгова.
Цель программы:
• развитие экономического образа мышления;
• воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания программы опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания,
игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки
работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей
учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов,
которые не входят в школьную программу.
Место программы в учебном плане.
Программа разработана для 2- 4 класса, 102 часа в год: 2 класс - 34 часа, 3 класс — 34
часа, 4 класс - 34 часа. В соответствии с учебным планом во 2-4 классах на учебный курс1
час в учебную неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 КЛАСС
Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег —
товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты
разных государств.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных
расчётов. Функции банкоматов.
3 КЛАСС
Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным
источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной

платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые
обманом отбирают у людей деньги.
На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и
необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится
делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы,
деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на
вредные привычки.
Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем.
Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
4 КЛАСС
Что такое деньги и какими они бывают.
Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны
выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и
проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных
регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами
становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами
изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила
денег может меняться.
История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском
царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели
хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты.
На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании
централизованного государства монеты стали едиными.
Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги
были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине
II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги
защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги
(процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются
информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты.
Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных
валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых
хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов.
Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Из чего складываются доходы в семье.
Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата.
Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство
устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать
арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.
На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги,
транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и
пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам
расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.
Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо
сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок
или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся
брать кредит и платить проценты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
- осознание роли России в мире как одного из лидеров экономического пространства;
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения
элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области
финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей в области финансов;
понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и
расходами на дополнительные нужды
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации
социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения
явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для
решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности, ставить финансовые
цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и
условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых
знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль
результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта
выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений
одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении
учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и
корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной
форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё
мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при
выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в
обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка,
деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет,
дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, различать
планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить
примеры пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и
столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…»,
«если… то…», «верно / неверно);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области
финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и
исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему,
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать
готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и
представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах,
полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Результат 2 класса:
школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных
стран;
- что такое маркетинг.
-выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;

- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара;
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3 класса:
школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки; - что такое акционерное
общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии
вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4 класса:
школьники должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата»
и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Оценивание курса по 5 балльной системе.
Система оценивания по данному учебному курсу является продолжением системы

оценивания по образовательной области «Окружающий мир».
Критерии оценивания:
«5» - выполнение работы на 90-100%;
«4» - выполнение работы не менее 75%;
«3» - выполнение работы не менее 50%.
Не предусмотрено иных отметок, кроме «5», «4», «3».
При оценивании дополнительно используется:
• поощрение продуктивной работы,
• создание ситуации успеха,
• корректирование продвижения,
• учёт творческого подхода к выполнению работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
2 КЛАСС
№ п/п

Тема

Количество Основные понятия, виды деятельности
часов

Тема 1. Что такое деньги и 9
откуда они
взялись.

Основные понятия:
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность.
Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные
деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции:
• Объяснять причины и приводить примеры
обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.

Тема 2. Рассмотрим деньги 8
поближе. Защита
от подделок.

Основные понятия:
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка».
Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.
Фальшивомонетчики.
Компетенции:
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых
денег является преступлением.

Тема 3. Какие деньги были 6
раньше в России.

Основные понятия:
«Меховые деньги». Куны. Первые русские
монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын.
Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции:
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные
деньги России и
других стран

Основные понятия:
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и
электронные деньги. Банкомат. Пластиковая
карта.
Компетенции:
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными

11

расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и
пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
34 часа
3 КЛАСС
№ п/п

Тема

Количество Основные понятия, виды деятельности
часов

Тема 1. Какие деньги были 12
раньше в России.

Основные понятия:
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары.
Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная
зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие.
Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по
вкладам.Кредиты.
Компетенции:
• Описывать и сравнивать источники доходов
семьи.
• Объяснять причины различий в заработной
плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в
аренду.

Тема 2. На что тратятся
деньги.

6

Основные понятия:
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.
Счёт. Одежда. Обувь. Образование.
Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги.
Вредные привычки. Хобби.
Компетенции:
• Объяснять, что влияет на намерения людей
совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные
расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 3. Как умно
управлять своими
деньгами.

6

Основные понятия:
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот.
Дополнительный заработок.
Компетенции:
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.

Тема 4. Как делать
сбережения.

10

Основные понятия:
Копилки. Коллекционирование. Банковский
вклад. Недвижимость.Ценные бумаги. Фондовый
рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции:
• Объяснять, в какой форме можно делать
сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных

вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
34 часа

4 КЛАСС
№ п/п

Тема

Количество Основные понятия, виды деятельности
часов

Тема 1. Что такое деньги и 20
какими они
бывают

Как появились деньги
Основные понятия:
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные
металлы. Монеты. Банкноты (банковские
билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила.
Товары. Услуги.
Компетенции:
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего
роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали
деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются
деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут
обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных
видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
История монет
Основные понятия:
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать.
Ауреус. Денарий.Тенге. Гривна. Рубль. Копейка.
Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник.
Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат.
«Орёл». «Решка».
Компетенции:
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Бумажные деньги
Основные понятия:
Бумажные деньги. Наличные деньги.
Безналичные деньги. Купюры. Банковские
билеты. Ассигнации. Водяные знаки.
Фальшивомонетчики.
Компетенции:
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки
использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные

деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых
денег является преступлением.
Валюта
Основные понятия:
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы.
Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов.
Иена. Швейцарский франк.
Компетенции:
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием
валютного курса.
Тема 2. Из чего
складываются
доходы в семье.

5

Основные понятия:
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею.
Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты
труда (МРОТ). Потребительская корзина.
Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия.
Наследство. Собственность. Ценные бумаги.
Акции. Предпринимательская деятельность.
Бизнес.
Компетенции:
• Описывать и сравнивать источники доходов
семьи.
• Объяснять причины различий в заработной
плате.
• Объяснять, как связаны профессии и
образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у
знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых
выплачиваются пособия, приводить примеры
пособий.

Тема 3. Почему семьям
6
часто не хватает
денег на жизнь и
как этого избежать.

Основные понятия:
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё.
Коммунальные услуги. Обязательные расходы.
Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы.
Престижные расходы. Ежемесячные расходы.
Ежегодные расходы. Переменные расходы.
Сезонные расходы.
Компетенции:
• Объяснять причины, по которым люди делают
покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и
услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций
на принятие решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.

Тема 4. Тема 4. Деньги

Основные понятия:

3

счёт любят, или как
управлять своим
кошельком,
чтобы он не
пустовал.

Семейный бюджет. Бюджет Российской
Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции:
• Сравнивать доходы и расходы и принимать
решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных
примерах.

Методическая литература
•
Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС»,
2014
•
«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н.
Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
•
«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
•
«Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва
«ВИТА-ПРЕСС», 2014
•
«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
Печатные пособия
-словари; энциклопедии
- иллюстративный наглядный материал, фотографии.
Интернет-источники
- Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru
- Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA
Список рекомендуемой литературы
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский
филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu.
ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская
экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и
www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский
коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
3. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В.
Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 —
http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
5. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе —
http://festival.1september.ru/articles/537420/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».