РП по учебному курсу Стилистика и культура речи 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО

на педагогическом
совете

Директор школы:

Протокол №1
от 25.08.2023г.

_________________

Протокол №1 от
30.08.2023г.

Бичкурова И.П.
Приказ №120
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Стилистика и культура речи»
для обучающихся 10-11 классов

г. Белинский, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Стилистика и культура речи» на уровне
среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП
СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП
СОО.
Общая характеристика учебного предмета «Стилистика и культура речи»
Владение родным языком – один из самых главных показателей профессиональной
подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков
теснейшим образом связано с умением мыслить и рассуждать.
Раздел стилистики и культуры речи не является абсолютно новым для школьников, т. к.
уроки развития речи обязательно включены в курс русского языка во всех классах. Но, как
правило, учащиеся не воспринимают эти уроки как единое целое, имеющее четкую структуру, и
не видят всей области знаний в совокупности явлений. Кроме того, некоторые разделы
(орфоэпия, ортология и стилистика частей речи) практически не изучаются совсем.
При разработке программы «Стилистика и культура речи» учитывалось, что в тестах
ЕГЭ 30-35% заданий, не считая анализа содержания и языкового оформления текста,
предлагается из раздела «Речь» и «Культура речи».
Старшеклассники зачастую испытывают растерянность при работе со словарем из-за
неумения учитывать словарные пометы и не имеют представления о разных типах
справочников, поэтому словарный запас школьника весьма ограничен. Большие трудности
представляет для учащихся понимание, в чем суть грамматической или лексической ошибки. В
системе занятий предусмотрено изучение типологии грамматических и речевых ошибок,
даются задание на идентификацию и исправление подобных ошибок.
Кроме того, многие учащиеся теряются при необходимости выступления перед
аудиторией, в связи с чем сдают устные экзамены, не реализуя полностью своих способностей.
В программе элективного курса предусмотрены упражнения на развитие устной
монологической и диалогической речи с элементами тренинга. Предусматриваются также
разнообразные виды работ, которое помогут учащимся увидеть практическую значимость
полученных в результате изучения элективного курса знаний. Для совершенствования
структуры мышления учащихся включены задания по систематизации полученных сведений
(составление опорных конспектов, планов, тезисов).
Устное выступление, подбор аргументов к тезису, анализ текста с точки зрения средств
выразительности, задания в формате ЕГЭ включены в данный курс в качестве видов работы на
уроке для развития практических навыков владения языковой культурой.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ»:

- систематизация знаний учащихся по разделу «Речеведение»;
- изучение разделов, не входящих в учебные пособия, но имеющих большое значение для
развития языковой компетенции (орфоэпия, ортология и стилистика частей речи,
синтаксическая стилистика);
- развитие культуры устной и письменной речи;
- развитие практических навыков работы со словарями и языкового чутья;
- развитие креативности учащихся, что предусмотрено рядом творческих заданий;
- структурирование мыслительной деятельности (задания на составление планов, выписок,
тезисов);
- углубить теоретические представления обучающихся о базовых лингвистических категориях;
- существенно развить навыки практического использования знакомого теоретического
материала;
- скорректировать речевое поведение школьников в обществе;
- способствовать воспитанию вежливого и тактичного собеседника;

- сформировать такие черты
доброжелательность, тактичность.

характера,

как

уважение

к

старшим,

вежливость,

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение учебного предмета в 10–11 классах среднего общего образования в учебном
плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в
неделю).

Содержание программы
10 класс (34 часа)
Введение (4 ч.)
Стилистика как лингвистическая единица. Стили речи. Стилистические ресурсы языка.
Исторические аспекты языковых изменений. Взаимосвязь исторических и языковых
явлений. Лексика и строй речи в XVIII-Х1Хв. и на современном этапе. Литературный язык и
молодежный сленг.
Культура речи: речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи
(содержательность, понятность, точность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие
речевых средств).
Книжная и разговорная речь. Устная и письменная формы. Норма и ее варианты.
Орфоэпия (4 ч.)
Орфоэпия. Фонетическая система языка. Смыслоразличительная функция фонемы.
Орфоэпия и орфография. Основные орфоэпические нормы.
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Мелодика. Темп и тембр речи.
Использование аллитерации и ассонанса в поэзии. Стилистические недочеты в звуковой
организации прозаической речи.
Лексика (12 ч.)
Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи.
Лексическое и грамматическое значение слова.
Полисемия. Многозначность как средство создания олицетворения, метафоры.
Омонимия. Каламбур. Градация. Антонимы и омонимы и их использование. Антитеза.
Стилистическая окраска слов. Пометы в словаре.
Эпитет. Постоянные эпитеты. Паронимы. Ошибки, связанные с неправильным
употреблением паронимов.
Устаревшие слова и неологизмы и их использование в литературе. Исконно-русские
слова и заимствования. Профессионализмы.
Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки, их
использование.
Типология речевых ошибок. Понятие о лексической сочетаемости. Оксюморон. Ошибки,
связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и речевая
недостаточность.
Словообразование (3 ч.)
Основные способы словообразования. Грамматические трудности, связанные с
образованием слов.
Окказионализмы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы как средство выражения
авторской оценки.
Морфология (11 ч.)
Морфология и орфография. Понятие о грамматической ошибке. Типология
грамматических ошибок.
Ортология и стилистика имени существительного. Ортология имени прилагательного.
Эпитет. Постоянные эпитеты. Ортология числительного. Роль числительных в тексте.
Ортология местоимения. Роль местоимений в тексте. Ошибки, связанные с употреблением
местоимений. Ортология глагола. Использование видо-временных несоответствий. Причастие и
деепричастие. Ошибки, связанные с употреблением глаголов, причастий и деепричастий.
Ортология и стилистика наречий. Ортология и стилистика служебных частей речи.

11 класс (34 часа)
Синтаксическая стилистика (16 ч.)
Построение предложений. Богатство и бедность синтаксических конструкций.
Синтаксический параллелизм. Способы устранения однообразия синтаксических конструкций.
Порядок слов в предложении. Инверсия. Способы выражения подлежащего и
сказуемого. Ошибки в согласовании определений и приложений. Ошибки в управлении.
Использование однородных членов предложения. Различные способы соединения
однородных членов предложения. Ошибки, связанные с неправильным их употреблением.
Использование вводных и вставных конструкций. Обращение как свойство поэтического
синтаксиса.
Различные способы передачи чужой речи. Ссылки и цитирование. Различные способы
введения цитаты в текст.
Вопросительные и восклицательные предложения. Риторический вопрос и его
художественная функция.
Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора).
Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период.
Речеведение (7 ч.)
Типы и стили речи. Речь книжная и разговорная, письменная и устная.
Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи и их
лексические и грамматические особенности.
Обучение сочинению (6 ч.)
Требования, предъявляемые к сочинению в школе. Формулирование главной мысли.
Тема и идея. Проблемы, отраженные в тексте.
Композиция текста. План и кластер. Структура текста. Заголовок. Соответствие
содержания теме текста. Аннотация.
Роль и варианты вступлений и заключений. Логические, грамматические и лексические
средства связи предложений в тексте. Переходы между микротемами.
Фактическая и логическая ошибка. Тезис и аргументы. Различные виды доказательств.
Допустимые и недопустимые аргументы.
Сочинение в формате ЕГЭ (5 ч.)
Требования, предъявляемые к сочинению. Критерии оценки. Практическая работа с
текстами разных стилей. Написание сочинения.

Планируемые результаты освоения
Предметные результаты
К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по стилистике и культуре речи:
Общие сведения о языке
- Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о
лингвистике как науке.
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
- основные единицы, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой и
социально-культурной сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства.

Тематическое планирование
10 класс
№

Разделы

1.
2.
3.
4.
5.

Введение
Орфоэпия
Лексика
Словообразование
Морфология
ВСЕГО:

Количество
часов
4
4
12
3
11
34

Зачетные
работы
–
1
1
1
1
4

Количество
часов
16
7
6
5
34

Зачетные
работы
1
1
–
–
2

11 класс
№

Разделы

1.
2.
3.
4.

Синтаксическая стилистика
Речеведение
Обучение сочинению
Сочинение в формате ЕГЭ
ВСЕГО:

Поурочное планирование
10 класс
№

Разделы

1.
2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.

24.
25.

Количество
часов

ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
Стилистика как лингвистическая единица. Стили речи.
1
Исторические аспекты языковых изменений. Взаимосвязь
исторических и языковых явлений.
Культура речи: речь правильная и речь хорошая. Основные
качества речи
Книжная и разговорная речь. Устная и письменная формы.
Норма и ее варианты.
ОРФОЭПИЯ (4 часа)
Орфоэпия. Фонетическая система языка.
Смыслоразличительная функция фонемы. Орфоэпия и
орфография. Основные орфоэпические нормы.
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Мелодика. Темп и
тембр речи.
Использование
аллитерации
и
ассонанса
в
поэзии.
Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической
речи.
ЛЕКСИКА (12 часов)
Основные группы лексики. Лексикологические словари.
Структура словарной статьи.
Полисемия.
Многозначность как средство создания олицетворения,
метафоры.
Омонимия. Каламбур.
Градация.
Антонимы и омонимы и их использование. Антитеза.
Стилистическая окраска слов. Пометы в словаре. Эпитет.
Постоянные эпитеты.
Паронимы. Ошибки, связанные с неправильным употреблением
паронимов.
Устаревшие слова и неологизмы и их использование в
литературе.
Исконно-русские слова и заимствования. Профессионализмы.
Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения. Пословицы и
поговорки, их использование.
Типология речевых ошибок. Понятие о лексической
сочетаемости. Оксюморон. Ошибки, связанные с нарушением
лексической сочетаемости. Речевая избыточность и речевая
недостаточность.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 часа)
Основные способы словообразования.
Грамматические трудности, связанные с образованием слов.
Окказионализмы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы как
средство выражения авторской оценки.
МОРФОЛОГИЯ (11 часов)
Морфология и орфография. Понятие о грамматической ошибке.
Типология грамматических ошибок.
Ортология имени прилагательного. Эпитет. Постоянные

эпитеты.
Ортология числительного. Роль числительных в тексте.
Ортология местоимения. Роль местоимений в тексте. Ошибки,
связанные с употреблением местоимений.
Ортология
глагола.
Использование
видо-временных
несоответствий.
Причастие и деепричастие. Ошибки, связанные с употреблением
глаголов, причастий и деепричастий.
Причастие и деепричастие. Ошибки, связанные с употреблением
глаголов, причастий и деепричастий.
Ортология и стилистика наречий.
Ортология и стилистика служебных частей речи.
Ортология и стилистика имени существительного.
Ортология и стилистика имени существительного.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Поурочное планирование
11 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Разделы

Количество
часов

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА (16 часов)
Построение предложений. Богатство и бедность синтаксических 1
конструкций.
Синтаксический параллелизм. Способы устранения однообразия
синтаксических конструкций.
Порядок слов в предложении. Инверсия.
Способы выражения подлежащего и сказуемого.
Ошибки в согласовании определений и приложений. Ошибки в
управлении.
Использование однородных членов предложения. Различные
способы соединения однородных членов предложения.
Ошибки, связанные с неправильным употреблением однородных
членов.
Использование вводных и вставных конструкций.
Обращение как свойство поэтического синтаксиса.
Различные способы передачи чужой речи. Ссылки и цитирование.
Различные способы введения цитаты в текст.
Вопросительные и восклицательные предложения. Риторический
вопрос и его художественная функция.
Вопросительные и восклицательные предложения. Риторический
вопрос и его художественная функция.
Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора,
эпифора).
Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора,
эпифора).
Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период.
Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период.
РЕЧЕВЕДЕНИЕ (7 часов)
Типы и стили речи. Речь книжная и разговорная, письменная и
устная.
Речь книжная и разговорная, письменная и устная.
Научный стиль.
Официально-деловой стиль.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.

Публицистический стиль.
Художественный стиль.
Стили речи и их лексические и грамматические особенности.
Обучение сочинению (6 часов)
Требования, предъявляемые к сочинению в школе и в вузе.
Тема и идея. Проблемы, отраженные в тексте.
Формулирование главной мысли.
Композиция текста. План и кластер. Структура текста. Заголовок.
Соответствие содержания теме текста. Аннотация.
Роль и варианты вступлений и заключений. Логические,
грамматические и лексические средства связи предложений в
тексте. Переходы между микротемами.
Фактическая и логическая ошибка. Тезис и аргументы. Различные
виды доказательств. Допустимые и недопустимые аргументы.
Сочинение в формате ЕГЭ (5 часов)
Требования, предъявляемые к сочинению. Критерии оценки.
Практическая работа с текстами разных стилей.
Практическая работа с текстами разных стилей.
Написание сочинения.
Написание сочинения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».