МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании МО на педагогическом совете Директор школы: Протокол №1 от 25.08.2023г. _________________ Протокол №1 от 30.08.2023г. Бичкурова И.П. Приказ №120 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Экологические основы природопользования» для обучающихся 10 –11 классов г. Белинский, 2023 1 Пояснительная записка Программа учебного курса для 10-11 класса «Экологические основы природопользования» составлена в соответствии с образовательной программой среднего общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова, с учётом Закона РФ « Об Образовании», Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; на основе авторской программы Суматохина С.В., Миркина Б.М., Наумова Л.Г Вентана-Граф, 2012. Цель обучения: формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины мира, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и бережным отношением к природе. • Сформировать биологические понятия в свете рационального природопользования; • Совершенствовать умения решать проблемы с учетом экологических знаний; • Способствовать развитию творческих способностей, умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы; • Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде охраны природы; • Способствовать выбору профиля дальнейшего обучения Место предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на уровне среднего общего образования на изучение учебного предмета «Экологические основы природопользования» отводится 1 ч в неделю в 10 классе и 1 ч в неделю в 11 классе (68 часов за 2 года). Содержание Введение (1 час). Место курса «Экологические основы природопользования» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Понятие «природопользование». Основные виды и формы природопользования. Понятие о «рациональном и нерациональном природопользовании». Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы (7 часов). Тема 1.1. Человек и окружающая среда (4 часа) Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Биосфера – живая оболочка Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Ноосфера – новое эволюционное состояние. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества. Глобальные экологические кризисы и проблемы современности. Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование (3 час) Природные ресурсы и их классификация. Основы рационального природопользования и охрана природы. Практическая работа №1: Составление карты «Природные ресурсы Пензенской области». Раздел 2. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (15 часов). Тема 2.1. Загрязнение окружающей среды (5 часов) Понятие о загрязнение биосферы и о загрязнителях. Основные пути миграции и накопления в биосферы загрязнителей. Классификация загрязнений по степени вредности, по области воздействия, по физико-химической природе. Токсичные, мутагенные и канцерогенные вещества, их прямое и косвенное воздействие на здоровье человека. Практическая работа №2: Составление классификации загрязнений в своем регионе. Тема 2.2. Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека (5 часов) Характеристика физического (шумового, теплового, электромагнитного) загрязнения. Химическое загрязнение (загрязнение окружающей среды ядохимикатами, тяжелыми металлами, фреонами, радиоактивными веществами и др.). Характеристика биологического загрязнения (биотическое, микробиологическое). 2 Тема 2.3. Экологический мониторинг (5 часов) Экологический мониторинг: цели, объекты, методы. Типы экологического мониторинга. Качество окружающей природной среды. Экологический мониторинг в России и Пензенской области. Биоиндикация. Практическая работа №3: Выявление степени загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников. Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды (25 часов). Тема 3.1. Современное состояние и охрана атмосферы (5 часов) Значение, строение, состав атмосферы. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Состояние воздуха в Пензенской области. Меры по охране атмосферного воздуха. Проектная работа №1: Современное состояние и охрана атмосферного воздуха. Тема 3.2. Современное состояние и охрана водных ресурсов (5 часов) Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. Экологические проблемы, связанные с водой. Состояние водных ресурсов в Пензенской области. Меры по охране водных ресурсов. Проектная работа №2: Современное состояние и охрана водных ресурсов. Тема 3.3. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов (5 часов) Значение почвы, ее структура. Экологические проблемы, связанные с антропогенным воздействием на почву. Состояние почвенных ресурсов в Пензенской области. Меры по охране почв. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проектная работа №3: Современное состояние и охрана почвенных ресурсов. Тема 3.4. Рациональное использование и охрана растительного и животного мира (8 часов) Лес как важнейший растительный ресурс. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование и охрана растительных ресурсов. Растительные ресурсы Пензенской области. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Краснокнижные виды животных и растений Пензенской области. Особо охраняемые природные территории. Практическая работа №4: Составление карты – схемы заповедников, заказников и национальных парков России и Пензенской области. Раздел 4. Правовые вопросы природопользования (3 часа). Закон «об охране окружающей природной среды». Нормативно – правовые акты по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Экологическое движение в России. Международные организации и их деятельность в России. Раздел 5. Будущее человечества (9 часов). Перспективы развития энергетики. Нетрадиционная энергетика. Энергосбережение. Ресурсосбережение. Уменьшение загрязнения окружающей среды. Регулирование роста народонаселения. Отказ от потребительского подхода. Международное сотрудничество в охране окружающей среды. Экология и национальная безопасность России. Обобщение и систематизация знаний по курсу (3 часа). Математическое моделирование при решении экологических задач. Практическая работа №5 «Решение экологических задач. Защита проектов с презентацией (2 часа) Темы для проектов: 1. Экологические движения в России. 2. «Кто такие зеленые?» 3. Международные организации в области защиты природы 4. Экология и здоровье человека. 5. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания. 6. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу 7. Экология человека и социальные проблемы. 8. Экологическая культура человека. 9. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой. 10. Город - новая среда обитания человека и животных. 3 11. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги. Итоговое тестирование (3 часа) Планируемые результаты Личностные результаты: формирование способности учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки, выработка основ экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социально-значимой деятельности по улучшению состоянии окружающей среды. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях, в том числе в природоохранной деятельности; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной экологической деятельности, навыками разрешения локальных проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение самостоятельно ставить вопросы, оценивать и принимать решения, делать выводы и заключения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских, нравственных и природоохранных ценностей Предметные результаты: формирование системы знаний (основы экологического мировоззрения) об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, осознание объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним применительно к учебным предметам, входящим в состав обязательных предметных областей, а также формирование исследовательских умений для мониторинга окружающей среды. Тематический план 1. Введение. 2. Особенности взаимодействия общества и природы. 3. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. 4. Современное состояние и охрана 1 7 1 5 2 15 11 4 25 16 2 Итоговые Тесты В том числе Проектные работы Количество часов Практические работы Раздел Теория № п/п 7 4 природной среды. 5. Правовые вопросы природопользования. 6. Будущее человечества. 7. Обобщение и систематизация знаний по курсу. 8. Защита проектов с презентацией. 9. Итоговое тестирование. 10. Итого 3 3 9 3 9 1 2 3 68 2 2 46 10 9 3 3 График практических и проектных работ: № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. № урока Тема Дата Практическая работа №1: Составление карты «Природные ресурсы Пензенской области». Практическая работа №2: Составление классификации загрязнений в своем регионе. Практическая работа №3: Выявление степени загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников. Проектная работа №1: Современное состояние и охрана атмосферного воздуха. Проектная работа №2: Современное состояние и охрана водных ресурсов. Проектная работа №3: Современное состояние и охрана почвенных ресурсов. Практическая работа №4: Составление карты – схемы заповедников, заказников и национальных парков России и Пензенской области. Практическая работа №5 «Решение экологических задач. 5 Календарно-тематическое планирование Тема урока Знать/уметь Фактическая Дата проведения Планируемая № урока 10 класс Введение (1 часа). 1. Понятие «природопользование». Основные виды и формы природопользования. Знать: -основные этапы развития природопользования; -понятия: природопользования, природные ресурсы, экологический мониторинг. Уметь: -анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере, -осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях. Особенности взаимодействия общества и природы (7 часов). Тема: Человек и окружающая среда (4 часа) 2. Природная и социальная Знать: среда. -понятие биосфера и ноосфера; 3. Биосфера – живая • современную биологическую терминологию. оболочка Земли. Уметь: 4. Ноосфера – новое -анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере, эволюционное -осуществлять самостоятельный поиск биологической состояние. Основные понятия и термины Природопользова ние. Глобальные проблемы современности. Природная среда. Социальная среда. Биосфера. Живое вещество. Косное вещество. Биогенное вещество. 8 информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета) и применять её; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде. Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование (3 часа) 6. Природные ресурсы и их Знать: классификация. -природные ресурсы; 7. Практическая работа -современную биологическую терминологию. №1: Составление карты Уметь: самостоятельный поиск биологической «Природные ресурсы -осуществлять информации в различных источниках (учебных текстах, Пензенской области». научно-популярных изданиях, ресурсах 8. Практическая работа справочниках, №1: Составление карты Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; «Природные ресурсы -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного Пензенской области». оформления результатов биологических исследований. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (15 часов). Тема: Загрязнение окружающей среды (5 часов). 9. Понятие о загрязнение Знать: биосферы и о -основные подходы к классификации загрязнения окружающей загрязнителях. среды; -основные мутагенные и канцерогенные вещества; 10. Классификация -влияние загрязнений природной среды на организм человека; загрязнений. 11. Токсичные, мутагенные -современную биологическую терминологию. и канцерогенные Уметь: вещества, их воздействие -анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере, на здоровье человека. -осуществлять самостоятельный поиск биологической 12. Практическая работа информации в различных источниках (учебных текстах, №2: Составление справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах классификации Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; загрязнений в своем -использовать приобретенные знания и умения в практической регионе. 5. Глобальные экологические кризисы и проблемы современности. Ноосфера. Экологический кризис. Экологическое мышление. Природные ресурсы: возобновимые и невозобновимые. Загрязнители. Глобальное загрязнение. Локальное загрязнение. Региональное загрязнение природной среды. 9 деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований; -обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде; -определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде. Тема: Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека (5 часов). 14. Характеристика Знать: шумового загрязнения. -влияние загрязнений природной среды на организм человека; -основные подходы к классификации загрязнения окружающей 15. Характеристика теплового и среды: шумовое загрязнение, химическое загрязнение, физическое загрязнение, биологическое загрязнение; электромагнитного -современную биологическую терминологию. загрязнения. 16. Химическое загрязнение Уметь: ядохимикатами и -анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере, тяжелыми металлами. -осуществлять самостоятельный поиск биологической 17. Загрязнение окружающей среды, информации в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, ресурсах фреонами и справочниках, Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; радиоактивными -использовать приобретенные знания и умения в практической веществами. деятельности и повседневной жизни для обоснования и 18. Характеристика соблюдения правил поведения в окружающей среде; биологического -определения собственной позиции по отношению к загрязнения: экологическим проблемам, поведению в природной среде. биотическое, микробиологическое. Тема: Экологический мониторинг (5 часов). 19. Экологический Знать: мониторинг: цели, -понятия: экологический мониторинг; объекты, методы. -особенности человека нового типа, его отношение к природе; 20. Типы экологического -современную биологическую терминологию. Уметь: мониторинга. -анализировать и оценивать глобальные антропогенные 21. Экологический мониторинг в России и изменения в биосфере, 13. Практическая работа №2: Составление классификации загрязнений в своем регионе. Химическое загрязнение. Физическое загрязнение: тепловое загрязнение, шумовое загрязнение. ионизирующая радиация. Биологическое загрязнение. Инженерная экология. Экологический мониторинг. Моделирование. Техногенное воздействие. 10 Пензенской области. -осуществлять самостоятельный поиск биологической Биоиндикация. информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных 22. Практическая работа №3: Выявление степени базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; загрязненности обследуемой территории -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного по видовому и оформления результатов биологических исследований; количественному состоянию лишайников. -обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде; 23. Практическая работа №3: Выявление степени -определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде. загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников. Современное состояние и охрана природной среды (25 часов). Тема: Современное состояние и охрана атмосферы (5 часов). 24. Значение, строение, Знать: состав атмосферы. -основные подходы к классификации загрязнения окружающей 25. Естественное и среды; -современную биологическую терминологию. искусственное загрязнение атмосферы. Уметь: 26. Состояние воздуха в -анализировать и оценивать глобальные антропогенные Пензенской области. изменения в биосфере, самостоятельный поиск биологической Меры по охране -осуществлять информации в различных источниках (учебных текстах, атмосферного воздуха. 27. Проектная работа №1: справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных Современное состояние исследованиях; и охрана атмосферного -использовать приобретенные знания и умения в практической воздуха. 28. Проектная работа №1: деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований; Современное состояние обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей и охрана атмосферного Экологическая экспертиза. Проектирование. Риск. Биоиндикация. Естественное и искусственное загрязнение. Фотохимический туман. Озоновый слой Земли. Аэрозольное загрязнение. Смог. 11 воздуха. среде; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде. Тема: Современное состояние и охрана водных ресурсов (6 часов). 29. Значение воды в Знать: природе, в жизни и -основные подходы к классификации загрязнения окружающей хозяйственной среды; деятельности человека. -современную биологическую терминологию. Уметь: 30. Экологические проблемы, связанные с -анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере, водой. самостоятельный поиск биологической 31. Состояние водных -осуществлять ресурсов в Пензенской информации в различных источниках (учебных текстах, области. Меры по охране справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных водных ресурсов. 32. Проектная работа №2: исследованиях; -использовать приобретенные знания и умения в практической Современное состояние деятельности и повседневной жизни для грамотного и охрана водных оформления результатов биологических исследований; ресурсов. 33. Проектная работа №2: обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде; определения собственной позиции по отношению к Современное состояние экологическим проблемам, поведению в природной среде. и охрана водных ресурсов. 34. Проектная работа №2: Современное состояние и охрана водных ресурсов. 11 класс Тема: Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов (6 часов) 1. Значение почвы, ее Знать: структура. -основные подходы к классификации загрязнения окружающей среды; 2. Экологические проблемы, связанные с -современную биологическую терминологию. Уметь: антропогенным -анализировать и оценивать глобальные антропогенные воздействием на почву. Взвешенные частицы. Тяжёлые металлы. Пестициды. Токсичные вещества. Очистка воды. Гумус. Механический состав почвы. Эрозия почв. 12 Состояние почвенных изменения в биосфере, ресурсов в Пензенской -осуществлять самостоятельный поиск биологической области. Меры по охране информации в различных источниках (учебных текстах, почв. справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных 4. Проблемы питания и базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; производства -использовать приобретенные знания и умения в практической сельскохозяйственной деятельности и повседневной жизни для грамотного продукции. 5. Проектная работа №3: оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей Современное состояние среде; определения собственной позиции по отношению к и охрана почвенных экологическим проблемам, поведению в природной среде. ресурсов. 6. Проектная работа №3: Современное состояние и охрана почвенных ресурсов. Тема: Рациональное использование и охрана растительного и животного мира (8 часов). 7. Лес как важнейший Знать: растительный ресурс. -современную биологическую терминологию. 8. Причины и последствия Уметь: сокращения лесов. -анализировать и оценивать глобальные антропогенные 9. Рациональное использование и охрана изменения в биосфере, самостоятельный поиск биологической растительных ресурсов. -осуществлять Растительные ресурсы информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных Пензенской области. 10. Редкие и исчезающие базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных виды растений и исследованиях; -использовать приобретенные знания и умения в практической животных. 11. Краснокнижные виды деятельности и повседневной жизни для грамотного результатов биологических исследований; животных и растений оформления обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей Пензенской области. 12. Особо охраняемые среде; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде. природные территории. 3. Ярусы. Охраняемые виды. Красная книга. Заповедники. Заказники. Национальные парки. 13 Практическая работа №4: Составление карты – схемы заповедников, заказников и национальных парков России и Пензенской области. 14. Практическая работа №4: Составление карты – схемы заповедников, заказников и национальных парков России и Пензенской области. Правовые вопросы природопользования (3 часа). 15. Закон «Об охране окружающей природной среды». 16. Нормативно – правовые акты по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. 17. Экологическое движение в России. Международные организации и их деятельность в России. 13. Знать: -особенности человека нового типа, его отношение к природе; -современную биологическую терминологию. Уметь: -анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере, -осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде. Раздел: Будущее человечества (9 часов). 18. Перспективы развития Знать: энергетики. -особенности человека нового типа, его отношение к природе; -современную биологическую терминологию. 19. Нетрадиционная Экологическое право. Пакт. Декларация. Регламентация. Устойчивое развитие социоэкосистем. Нормы поведения. Закон. Правовое государство. Экологическое образование. Экологическая ответственность. Нетрадиционная энергетика. Устойчивое 14 энергетика. Уметь: -анализировать и оценивать глобальные антропогенные Энергосбережение. изменения в биосфере, Ресурсосбережение. самостоятельный поиск биологической Уменьшение загрязнения -осуществлять информации в различных источниках (учебных текстах, окружающей среды. 23. Регулирование роста справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных народонаселения. 24. Отказ от исследованиях; -использовать приобретенные знания и умения в практической потребительского деятельности и повседневной жизни для обоснования и подхода. соблюдения правил поведения в окружающей среде; 25. Международное сотрудничество в охране определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде. окружающей среды. 26. Экология и национальная безопасность России. Обобщение и систематизация знаний по курсу (3 часа). 27. Математическое Знать: моделирование при -современную биологическую терминологию. решении экологических Уметь: задач. -решать задачи разной сложности по экологии; -анализировать и оценивать глобальные антропогенные 28. Практическая работа изменения в биосфере. №5 «Решение экологических задач. 29. Практическая работа №5 «Решение экологических задач. Защита проектов с презентацией (3 часа). 30. Защита проектов с Знать: презентацией. -современную биологическую терминологию. 31. Защита проектов с Уметь: -осуществлять самостоятельный поиск биологической презентацией. информации в различных источниках (учебных текстах, 20. 21. 22. развитие. Энергои ресурсосбережени е. Естественный прирост. 15 справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде. Итоговое тестирование (3 часа). 32. Итоговое тестирование по теме «Современное состояние и охрана природной среды». 33. Итоговое тестирование по теме «Правовые вопросы природопользования». 34. Итоговое тестирование по теме «Будущее человечества». Знать: -понятия: природопользования, природные ресурсы, экологический мониторинг; -особенности человека нового типа, его отношение к природе; -влияние загрязнений природной среды на организм человекаю Уметь: -решать задачи разной сложности по экологии; -анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере. 16 Приложение №1 Практические и проектные работы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема Содержание Природные ресурсы и Составить карту: «Природные ресурсы рациональное природопользование Пензенской области». Загрязнение окружающей среды Составить классификацию загрязнений в своем районе. Экологический мониторинг • Знакомство с работой местной организации, занимающейся мониторингом окружающей среды; • Выявление степени загрязненности обследуемой территорию по видовому и количественному состоянию лишайников. Современное состояние и охрана Состояние и охрана воздуха в атмосферы Пензенской области. Современное состояние и охрана Современное состояние и охрана водных водных ресурсов ресурсов Пензенской области. Рациональное использование и Современное состояние и охрана охрана почвенных ресурсов почвенных ресурсов Пензенской области. Охрана растительного и животного Составить картосхему заповедников, мира заказников и национальных парков России и Пензенской области 17 18