РП учебного курса Экологические основы природопользования 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО

на педагогическом
совете

Директор школы:

Протокол №1
от 25.08.2023г.

_________________

Протокол №1 от
30.08.2023г.

Бичкурова И.П.
Приказ №120
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Экологические основы природопользования»
для обучающихся 10 –11 классов

г. Белинский, 2023

1

Пояснительная записка
Программа учебного курса для 10-11 класса «Экологические основы природопользования»
составлена в соответствии с образовательной программой среднего общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г.
Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова, с учётом Закона РФ « Об Образовании»,
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; на
основе авторской программы Суматохина С.В., Миркина Б.М., Наумова Л.Г Вентана-Граф, 2012.
Цель обучения: формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины
мира, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и бережным отношением к
природе.
•
Сформировать биологические понятия в свете рационального природопользования;
•
Совершенствовать умения решать проблемы с учетом экологических знаний;
•
Способствовать развитию творческих способностей, умение планировать свою
деятельность, навыки самостоятельной работы;
•
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в
пропаганде охраны природы;
•
Способствовать выбору профиля дальнейшего обучения
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на уровне среднего общего образования на изучение учебного предмета
«Экологические основы природопользования» отводится 1 ч в неделю в 10 классе и 1 ч в неделю в
11 классе (68 часов за 2 года).

Содержание
Введение (1 час).
Место курса «Экологические основы природопользования» в системе естественнонаучных
дисциплин. Цели и задачи курса. Понятие «природопользование». Основные виды и формы
природопользования. Понятие о «рациональном и нерациональном природопользовании».
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы (7 часов).
Тема 1.1. Человек и окружающая среда (4 часа)
Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Биосфера – живая оболочка
Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Ноосфера – новое эволюционное
состояние. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого
общества. Глобальные экологические кризисы и проблемы современности.
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование (3 час)
Природные ресурсы и их классификация. Основы рационального природопользования и охрана
природы.
Практическая работа №1: Составление карты «Природные ресурсы Пензенской области».
Раздел 2. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (15 часов).
Тема 2.1. Загрязнение окружающей среды (5 часов)
Понятие о загрязнение биосферы и о загрязнителях. Основные пути миграции и накопления в
биосферы загрязнителей. Классификация загрязнений по степени вредности, по области
воздействия, по физико-химической природе. Токсичные, мутагенные и канцерогенные вещества,
их прямое и косвенное воздействие на здоровье человека.
Практическая работа №2: Составление классификации загрязнений в своем регионе.
Тема 2.2. Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека
(5 часов)
Характеристика физического (шумового, теплового, электромагнитного) загрязнения. Химическое
загрязнение (загрязнение окружающей среды ядохимикатами, тяжелыми металлами, фреонами,
радиоактивными веществами и др.). Характеристика биологического загрязнения (биотическое,
микробиологическое).
2

Тема 2.3. Экологический мониторинг (5 часов)
Экологический мониторинг: цели, объекты, методы. Типы экологического мониторинга. Качество
окружающей природной среды. Экологический мониторинг в России и Пензенской области.
Биоиндикация.
Практическая работа №3: Выявление степени загрязненности обследуемой территории по
видовому и количественному состоянию лишайников.
Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды (25 часов).
Тема 3.1. Современное состояние и охрана атмосферы (5 часов)
Значение, строение, состав атмосферы. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы.
Состояние воздуха в Пензенской области. Меры по охране атмосферного воздуха.
Проектная работа №1: Современное состояние и охрана атмосферного воздуха.
Тема 3.2. Современное состояние и охрана водных ресурсов (5 часов)
Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. Экологические
проблемы, связанные с водой. Состояние водных ресурсов в Пензенской области. Меры по охране
водных ресурсов.
Проектная работа №2: Современное состояние и охрана водных ресурсов.
Тема 3.3. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов (5 часов)
Значение почвы, ее структура. Экологические проблемы, связанные с антропогенным
воздействием на почву. Состояние почвенных ресурсов в Пензенской области. Меры по охране
почв. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
Проектная работа №3: Современное состояние и охрана почвенных ресурсов.
Тема 3.4. Рациональное использование и охрана растительного и животного мира
(8 часов)
Лес как важнейший растительный ресурс. Причины и последствия сокращения лесов.
Рациональное использование и охрана растительных ресурсов. Растительные ресурсы Пензенской
области. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Краснокнижные виды животных и
растений Пензенской области. Особо охраняемые природные территории.
Практическая работа №4: Составление карты – схемы заповедников, заказников и национальных
парков России и Пензенской области.
Раздел 4. Правовые вопросы природопользования (3 часа).
Закон «об охране окружающей природной среды». Нормативно – правовые акты по
рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Экологическое движение в
России. Международные организации и их деятельность в России.
Раздел 5. Будущее человечества (9 часов).
Перспективы
развития
энергетики.
Нетрадиционная
энергетика.
Энергосбережение.
Ресурсосбережение. Уменьшение загрязнения окружающей среды. Регулирование роста
народонаселения. Отказ от потребительского подхода. Международное сотрудничество в охране
окружающей среды. Экология и национальная безопасность России.
Обобщение и систематизация знаний по курсу (3 часа).
Математическое моделирование при решении экологических задач.
Практическая работа №5 «Решение экологических задач.
Защита проектов с презентацией (2 часа)
Темы для проектов:
1.
Экологические движения в России.
2.
«Кто такие зеленые?»
3.
Международные организации в области защиты природы
4.
Экология и здоровье человека.
5.
Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его
обитания.
6.
Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу
7.
Экология человека и социальные проблемы.
8.
Экологическая культура человека.
9.
Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.
10.
Город - новая среда обитания человека и животных.
3

11.
Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава
фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.
Итоговое тестирование (3 часа)

Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование способности учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения,
осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки, выработка основ
экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социально-значимой
деятельности по улучшению состоянии окружающей среды.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях, в том
числе
в природоохранной деятельности;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной экологической
деятельности, навыками разрешения локальных проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение самостоятельно ставить вопросы, оценивать и принимать решения, делать выводы и
заключения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских, нравственных и
природоохранных ценностей
Предметные результаты:
формирование системы знаний (основы экологического мировоззрения) об устойчивом развитии
цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности
человечества, осознание объективно существующих экологических возможностей и ограничений
экономического развития и необходимости адаптации к ним применительно к учебным
предметам, входящим в состав обязательных предметных областей, а также формирование
исследовательских умений для мониторинга окружающей среды.

Тематический план

1. Введение.
2. Особенности
взаимодействия
общества и природы.
3. Загрязнение окружающей среды и
здоровье человека.
4. Современное состояние и охрана

1
7

1
5

2

15

11

4

25

16

2

Итоговые
Тесты

В том числе

Проектные
работы

Количество
часов

Практические
работы

Раздел

Теория

№
п/п

7
4

природной среды.
5. Правовые
вопросы
природопользования.
6. Будущее человечества.
7. Обобщение
и
систематизация
знаний по курсу.
8. Защита проектов с презентацией.
9. Итоговое тестирование.
10. Итого

3

3

9
3

9
1

2
3
68

2
2

46

10

9

3
3

График практических и проектных работ:
№
п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

8.

№
урока

Тема

Дата

Практическая работа №1: Составление карты «Природные
ресурсы Пензенской области».
Практическая работа №2: Составление классификации
загрязнений в своем регионе.
Практическая
работа
№3:
Выявление
степени
загрязненности обследуемой территории по видовому и
количественному состоянию лишайников.
Проектная работа №1: Современное состояние и охрана
атмосферного воздуха.
Проектная работа №2: Современное состояние и охрана
водных ресурсов.
Проектная работа №3: Современное состояние и охрана
почвенных ресурсов.
Практическая работа №4: Составление карты – схемы
заповедников, заказников и национальных парков России и
Пензенской области.
Практическая работа №5 «Решение экологических задач.

5

Календарно-тематическое планирование
Тема урока

Знать/уметь

Фактическая

Дата
проведения

Планируемая

№
урока

10 класс
Введение (1 часа).
1.

Понятие
«природопользование».
Основные виды и формы
природопользования.

Знать:
-основные этапы развития природопользования;
-понятия:
природопользования,
природные
ресурсы,
экологический мониторинг.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные
изменения в биосфере,
-осуществлять
самостоятельный
поиск
биологической
информации в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
исследованиях.
Особенности взаимодействия общества и природы (7 часов).
Тема: Человек и окружающая среда (4 часа)
2.
Природная и социальная Знать:
среда.
-понятие биосфера и ноосфера;
3.
Биосфера
–
живая • современную биологическую терминологию.
оболочка Земли.
Уметь:
4.
Ноосфера
–
новое -анализировать и оценивать глобальные антропогенные
изменения в биосфере,
эволюционное
-осуществлять
самостоятельный
поиск
биологической
состояние.

Основные
понятия и
термины

Природопользова
ние.
Глобальные
проблемы
современности.

Природная среда.
Социальная среда.
Биосфера. Живое
вещество. Косное
вещество.
Биогенное
вещество.
8

информации в различных источниках (учебных текстах,
справочниках,
научно-популярных
изданиях,
ресурсах
Интернета) и применять её;
-использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для обоснования и
соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование (3 часа)
6.
Природные ресурсы и их Знать:
классификация.
-природные ресурсы;
7.
Практическая работа -современную биологическую терминологию.
№1: Составление карты Уметь:
самостоятельный
поиск
биологической
«Природные
ресурсы -осуществлять
информации в различных источниках (учебных текстах,
Пензенской области».
научно-популярных
изданиях,
ресурсах
8.
Практическая работа справочниках,
№1: Составление карты Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
«Природные
ресурсы -использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для грамотного
Пензенской области».
оформления результатов биологических исследований.
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (15 часов).
Тема: Загрязнение окружающей среды (5 часов).
9.
Понятие о загрязнение Знать:
биосферы
и
о -основные подходы к классификации загрязнения окружающей
загрязнителях.
среды;
-основные мутагенные и канцерогенные вещества;
10.
Классификация
-влияние загрязнений природной среды на организм человека;
загрязнений.
11.
Токсичные, мутагенные -современную биологическую терминологию.
и
канцерогенные Уметь:
вещества, их воздействие -анализировать и оценивать глобальные антропогенные
изменения в биосфере,
на здоровье человека.
-осуществлять
самостоятельный
поиск
биологической
12.
Практическая работа
информации в различных источниках (учебных текстах,
№2: Составление
справочниках,
научно-популярных
изданиях,
ресурсах
классификации
Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
загрязнений в своем
-использовать приобретенные знания и умения в практической
регионе.
5.

Глобальные
экологические кризисы и
проблемы
современности.

Ноосфера.
Экологический
кризис.
Экологическое
мышление.
Природные
ресурсы:
возобновимые и
невозобновимые.

Загрязнители.
Глобальное
загрязнение.
Локальное
загрязнение.
Региональное
загрязнение
природной среды.

9

деятельности и повседневной жизни для грамотного
оформления результатов биологических исследований;
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей
среде;
-определения собственной позиции по отношению к
экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Тема: Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека (5 часов).
14.
Характеристика
Знать:
шумового загрязнения.
-влияние загрязнений природной среды на организм человека;
-основные подходы к классификации загрязнения окружающей
15.
Характеристика
теплового
и среды: шумовое загрязнение, химическое загрязнение,
физическое загрязнение, биологическое загрязнение;
электромагнитного
-современную биологическую терминологию.
загрязнения.
16.
Химическое загрязнение Уметь:
ядохимикатами
и -анализировать и оценивать глобальные антропогенные
изменения в биосфере,
тяжелыми металлами.
-осуществлять
самостоятельный
поиск
биологической
17.
Загрязнение
окружающей
среды, информации в различных источниках (учебных текстах,
научно-популярных
изданиях,
ресурсах
фреонами
и справочниках,
Интернета)
и
применять
ее
в
собственных
исследованиях;
радиоактивными
-использовать приобретенные знания и умения в практической
веществами.
деятельности и повседневной жизни для обоснования и
18.
Характеристика
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
биологического
-определения собственной позиции по отношению к
загрязнения:
экологическим проблемам, поведению в природной среде.
биотическое,
микробиологическое.
Тема: Экологический мониторинг (5 часов).
19.
Экологический
Знать:
мониторинг:
цели, -понятия: экологический мониторинг;
объекты, методы.
-особенности человека нового типа, его отношение к природе;
20.
Типы
экологического -современную биологическую терминологию.
Уметь:
мониторинга.
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные
21.
Экологический
мониторинг в России и изменения в биосфере,
13.

Практическая работа
№2: Составление
классификации
загрязнений в своем
регионе.

Химическое
загрязнение.
Физическое
загрязнение:
тепловое
загрязнение,
шумовое
загрязнение.
ионизирующая
радиация.
Биологическое
загрязнение.

Инженерная
экология.
Экологический
мониторинг.
Моделирование.
Техногенное
воздействие.
10

Пензенской
области. -осуществлять
самостоятельный
поиск
биологической
Биоиндикация.
информации в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
22.
Практическая работа
№3: Выявление степени базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
исследованиях;
загрязненности
обследуемой территории -использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для грамотного
по видовому и
оформления результатов биологических исследований;
количественному
состоянию лишайников. -обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей
среде;
23.
Практическая работа
№3: Выявление степени -определения собственной позиции по отношению к
экологическим проблемам, поведению в природной среде.
загрязненности
обследуемой территории
по видовому и
количественному
состоянию лишайников.
Современное состояние и охрана природной среды (25 часов).
Тема: Современное состояние и охрана атмосферы (5 часов).
24.
Значение,
строение, Знать:
состав атмосферы.
-основные подходы к классификации загрязнения окружающей
25.
Естественное
и среды;
-современную биологическую терминологию.
искусственное
загрязнение атмосферы. Уметь:
26.
Состояние воздуха в -анализировать и оценивать глобальные антропогенные
Пензенской
области. изменения в биосфере,
самостоятельный
поиск
биологической
Меры
по
охране -осуществлять
информации в различных источниках (учебных текстах,
атмосферного воздуха.
27.
Проектная работа №1: справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
Современное состояние
исследованиях;
и охрана атмосферного
-использовать приобретенные знания и умения в практической
воздуха.
28.
Проектная работа №1: деятельности и повседневной жизни для грамотного
оформления
результатов
биологических
исследований;
Современное состояние
обоснования
и
соблюдения
правил
поведения
в
окружающей
и охрана атмосферного

Экологическая
экспертиза.
Проектирование.
Риск.
Биоиндикация.

Естественное
и
искусственное
загрязнение.
Фотохимический
туман.
Озоновый
слой
Земли.
Аэрозольное
загрязнение.
Смог.

11

воздуха.

среде; определения собственной позиции по отношению к
экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Тема: Современное состояние и охрана водных ресурсов (6 часов).
29.
Значение
воды
в Знать:
природе, в жизни и -основные подходы к классификации загрязнения окружающей
хозяйственной
среды;
деятельности человека.
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
30.
Экологические
проблемы, связанные с -анализировать и оценивать глобальные антропогенные
изменения в биосфере,
водой.
самостоятельный
поиск
биологической
31.
Состояние
водных -осуществлять
ресурсов в Пензенской информации в различных источниках (учебных текстах,
области. Меры по охране справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
водных ресурсов.
32.
Проектная работа №2: исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической
Современное состояние
деятельности и повседневной жизни для грамотного
и охрана водных
оформления результатов биологических исследований;
ресурсов.
33.
Проектная работа №2: обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей
среде; определения собственной позиции по отношению к
Современное состояние
экологическим проблемам, поведению в природной среде.
и охрана водных
ресурсов.
34.
Проектная работа №2:
Современное состояние
и охрана водных
ресурсов.
11 класс
Тема: Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов (6 часов)
1.
Значение
почвы,
ее Знать:
структура.
-основные подходы к классификации загрязнения окружающей
среды;
2.
Экологические
проблемы, связанные с -современную биологическую терминологию.
Уметь:
антропогенным
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные
воздействием на почву.

Взвешенные
частицы.
Тяжёлые металлы.
Пестициды.
Токсичные
вещества.
Очистка воды.

Гумус.
Механический
состав почвы.
Эрозия почв.

12

Состояние
почвенных изменения в биосфере,
ресурсов в Пензенской -осуществлять
самостоятельный
поиск
биологической
области. Меры по охране информации в различных источниках (учебных текстах,
почв.
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
4.
Проблемы питания и базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
исследованиях;
производства
-использовать приобретенные знания и умения в практической
сельскохозяйственной
деятельности и повседневной жизни для грамотного
продукции.
5.
Проектная работа №3: оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей
Современное состояние
среде; определения собственной позиции по отношению к
и охрана почвенных
экологическим проблемам, поведению в природной среде.
ресурсов.
6.
Проектная работа №3:
Современное состояние
и охрана почвенных
ресурсов.
Тема: Рациональное использование и охрана растительного и животного мира (8 часов).
7.
Лес как важнейший Знать:
растительный ресурс.
-современную биологическую терминологию.
8.
Причины и последствия
Уметь:
сокращения лесов.
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные
9.
Рациональное
использование и охрана изменения в биосфере,
самостоятельный
поиск
биологической
растительных ресурсов. -осуществлять
Растительные
ресурсы информации в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
Пензенской области.
10.
Редкие и исчезающие базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
виды
растений
и исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической
животных.
11.
Краснокнижные
виды деятельности и повседневной жизни для грамотного
результатов
биологических
исследований;
животных и растений оформления
обоснования
и
соблюдения
правил
поведения
в
окружающей
Пензенской области.
12.
Особо
охраняемые среде; определения собственной позиции по отношению к
экологическим проблемам, поведению в природной среде.
природные территории.
3.

Ярусы.
Охраняемые
виды.
Красная
книга.
Заповедники.
Заказники.
Национальные
парки.

13

Практическая работа
№4: Составление карты
– схемы заповедников,
заказников и
национальных парков
России и Пензенской
области.
14.
Практическая работа
№4: Составление карты
– схемы заповедников,
заказников и
национальных парков
России и Пензенской
области.
Правовые вопросы природопользования (3 часа).
15.
Закон
«Об
охране
окружающей природной
среды».
16.
Нормативно – правовые
акты по рациональному
природопользованию и
охране
окружающей
среды.
17.
Экологическое движение
в России.
Международные
организации и их
деятельность в России.
13.

Знать:
-особенности человека нового типа, его отношение к природе;
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные
изменения в биосфере,
-осуществлять
самостоятельный
поиск
биологической
информации в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для определения
собственной позиции по отношению к экологическим
проблемам, поведению в природной среде.

Раздел: Будущее человечества (9 часов).
18.
Перспективы развития Знать:
энергетики.
-особенности человека нового типа, его отношение к природе;
-современную биологическую терминологию.
19.
Нетрадиционная

Экологическое
право.
Пакт. Декларация.
Регламентация.
Устойчивое
развитие
социоэкосистем.
Нормы
поведения. Закон.
Правовое
государство.
Экологическое
образование.
Экологическая
ответственность.
Нетрадиционная
энергетика.
Устойчивое
14

энергетика.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные
Энергосбережение.
изменения в биосфере,
Ресурсосбережение.
самостоятельный
поиск
биологической
Уменьшение загрязнения -осуществлять
информации
в
различных
источниках
(учебных
текстах,
окружающей среды.
23.
Регулирование
роста справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
народонаселения.
24.
Отказ
от исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической
потребительского
деятельности и повседневной жизни для обоснования и
подхода.
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
25.
Международное
сотрудничество в охране определения собственной позиции по отношению к
экологическим проблемам, поведению в природной среде.
окружающей среды.
26.
Экология
и
национальная
безопасность России.
Обобщение и систематизация знаний по курсу (3 часа).
27.
Математическое
Знать:
моделирование
при -современную биологическую терминологию.
решении экологических Уметь:
задач.
-решать задачи разной сложности по экологии;
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные
28.
Практическая работа
изменения в биосфере.
№5 «Решение
экологических задач.
29.
Практическая работа
№5 «Решение
экологических задач.
Защита проектов с презентацией (3 часа).
30.
Защита
проектов
с Знать:
презентацией.
-современную биологическую терминологию.
31.
Защита
проектов
с Уметь:
-осуществлять
самостоятельный
поиск
биологической
презентацией.
информации в различных источниках (учебных текстах,
20.
21.
22.

развитие.
Энергои
ресурсосбережени
е.
Естественный
прирост.

15

справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для определения
собственной позиции по отношению к экологическим
проблемам, поведению в природной среде.
Итоговое тестирование (3 часа).
32.
Итоговое тестирование
по теме «Современное
состояние и охрана
природной среды».
33.
Итоговое тестирование
по теме «Правовые
вопросы
природопользования».
34.
Итоговое тестирование
по теме «Будущее
человечества».

Знать:
-понятия:
природопользования,
природные
ресурсы,
экологический мониторинг;
-особенности человека нового типа, его отношение к природе;
-влияние загрязнений природной среды на организм человекаю
Уметь:
-решать задачи разной сложности по экологии;
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные
изменения в биосфере.

16

Приложение №1
Практические и проектные работы
№
п/п
1
2
3

4
5
6
7

Тема

Содержание

Природные
ресурсы
и Составить карту: «Природные ресурсы
рациональное природопользование
Пензенской области».
Загрязнение окружающей среды
Составить классификацию загрязнений в
своем районе.
Экологический мониторинг
• Знакомство с работой местной
организации,
занимающейся
мониторингом
окружающей
среды;
• Выявление степени
загрязненности обследуемой
территорию по видовому и
количественному состоянию
лишайников.
Современное состояние и охрана
Состояние
и
охрана
воздуха
в
атмосферы
Пензенской области.
Современное состояние и охрана
Современное состояние и охрана водных
водных ресурсов
ресурсов Пензенской области.
Рациональное использование и
Современное состояние и охрана
охрана почвенных ресурсов
почвенных ресурсов Пензенской области.
Охрана растительного и животного Составить картосхему заповедников,
мира
заказников и национальных парков
России и Пензенской области

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».