РП учебного курса Финансовая грамотность 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО

на педагогическом
совете

Директор школы:

Протокол №1
от 25.08.2023г.

_________________

Протокол №1 от
30.08.2023г.

Бичкурова И.П.
Приказ №120
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 10 - 11классов

г. Белинский, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 с
изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1578. В соответствии
с основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СОШ №2 г.
Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова, с учетом авторской программы
Лавреновой Е.Б. «Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы – М.: ВАКО,
2020. (Учимся разумному финансовому поведению), УМК: Киреев А.П. «Финансовая
грамотность: материалы для учащихся. 10 –11 классы» – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному
финансовому поведению).
Количество часов на 2 года обучения - 68 часов, по 1 часу в неделю в10 и 11 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни.
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты,
электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он
нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка
ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды
и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить.
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы
налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция.
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.

Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам
пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении,
существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных
накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также
других ресурсах; формула расчета размера пенсии. Формирование навыков выбора
негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым
критериям. Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение
задач на расчет размера пенсии по формуле.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять.

Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать.
Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого
и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. Бизнес;
финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития
бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение,
бизнес идеи. Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг,
менеджмент.

Модуль 6. Риски в мире денег. Как защититься от разорения.

Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации;
финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и
безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами
и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб;
сопоставление и анализ полученной информации из различных источников. Роль денег в нашей
жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников.
Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в
сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план.
Защита индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу.
Модуль 7 Страхование

Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как:
защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном
страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов
по выбору страховщика. О пенсионной грамотности. Основные задачи и принципы
страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия
заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и
добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере
страхования; чтение договоров страхования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения курса:
➢ сформированность субъектной позиции учащегося как способности самостоятельно
решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к
принимаемым на себя долговым обязательствам;
➢ сформированность мировоззрения, соответствующего современным научным
представлениям о финансовых институтах, процессах и услугах;
➢ понимание прав и обязанностей, которыми наделён субъект финансовых отношений, а
также возможностей их практического осуществления;
➢ понимание наличия рисков, возникающих при использовании различных финансовых
инструментов;
➢ понимание принципов функционирования финансовой системы современного
государства;
➢ понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
➢ понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Метапредметные результаты:
➢
➢
➢
➢
➢

владение компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи:
анализировать практическую задачу в сфере финансов;
ставить цели финансовой деятельности;
планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;
предлагать варианты решения финансовой задачи;
оценивать варианты решения финансовой задачи и делать оптимальный выбор;

➢ владение коммуникативными компетенциями:
➢ вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
➢ анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя,
осуществляющего расчёт безналичным и наличным способом, заёмщика, вкладчика, участника
фондового рынка, налогоплательщика и др.);
владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.
Предметные результаты обучения
Обучающийся научится:
➢ владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель
инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции,
облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговый вычет, пеня по налогам, пенсия,
пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, бизнесангел, венчурный предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые
пирамиды, финансовые риски);
➢ владение знаниями:
– об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических
лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения
кредитов;
– о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
– об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан,
содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика,
последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
– об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих
размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
– об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
– о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах
идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов;
– o правилах поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.
➢ владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель
инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги,
налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, стартап, финансовый риск,
финансовое мошенничество);
➢ владеть знаниями (правил поведения) в определённых финансовых институтах (банк,
фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.).
➢ развивать способности обучающихся, делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в
области финансов и нахождение путей их решения;
➢ способствовать развитию кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Обучающийся получит возможность научиться:
➢ вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;

➢ анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
➢ владеть умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя
безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника
фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.);

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся среднего общего образования.
Основные направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8. Экологическое воспитание
Тематическое планирование 10 класс, 34 часа

№п/п

Тема урока

Введение в курс "Финансовая грамотность". 1 час

1
2-3
4-5
6
7-8
9
10
11-12
13
14-15

16-17
18
19
20-21

22-23
24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34

К

Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни. 14
Что такое банк и чем он может быть полезен.
Какие бывают банковские вклады, и каковы их условия.
От чего зависят ставки по вкладам.
Как выбрать вклад и оформить документы.
Что такое кредит и как оценить его условия.
Как понять, сможете ли выплатить кредит.
Ипотека. Как решить жилищную проблему и не попасть в беду.
Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями.
Итоговые практические задания по разделу: " Банки: чем они могут быть нам полезны в
жизни".
Модуль 2.Фондовые и валютные рынки: как их использовать для роста дохода. 6 часов
Что такое ценные бумаги, и каких типов они бывают.
Как можно торговать ценными бумагами.
Как заработать на фондовом и валютном рынках.
Итоговые практические задания по разделу: " Фондовые и валютные рынки: как их
использовать для роста дохода".
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить. 11 часов
Какие бывают налоги и зачем они нужны.
Как платить налоги.
Что такое налоговый вычет и как его получить.
Какова ответственность за неуплату налогов.
Решение практических задач и тестов.
Итоговые практические занятия по разделу: "Налоги: почему их надо платить ".
Итоговый практикум. 2 часа
Итоговый практикум по курсу "Финансовая грамотность".

Тематическое планирование 11 класс, 66 часов
Тема урока

Количество часов

Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. 6 часа
о такое пенсия и кому она положена.
1
чего зависит размер пенсии и как его увеличить.
1
к выбрать программу пенсионного накопления.
2
шение практических задач и тестов.
2
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять. 9 часов
к создать стартап.
2
к разработать реальный бизнес –план.
2
о может помочь в создании стартапа.
1
ра «Создаем свой бизнес» Подготовительный этап.
2
ра «создаем свой бизнес» Этап игрового моделирования.
2

н
вос
де

Модуль 6. Риски в мире денег. Как защититься от разорения 6 часов
кие бывают финансовые риски.
о такое финансовое мошенничество. Финансовые пирамиды.
к управлять инвестиционными рисками.
шение практических задач и тестов.
Модуль 7 Страхование 9 часов
равление рисками и страхование.
правильном страховании.
ентификация рисков и выбор страховой защиты.
к правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование.
к правильно заключить договор страхования. и защитить свои права при страховом
учае.
Итоговое повторение. 3 часа
оговый практикум по курсу «Финансовая грамотность»

1
2
1
2
2
2
2
1
2

3

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 10 класса

№п/п

1
2-3
4-5
6
7-8
9
10
11-12
13
14-15

16-17
18

Тема урока

Количество
часов

Введение в курс "Финансовая грамотность". 1 час
Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни. 14 час
Что такое банк и чем он может быть полезен.
2
Какие бывают банковские вклады, и каковы их условия.
2
От чего зависят ставки по вкладам.
1
Как выбрать вклад и оформить документы.
2
Что такое кредит и как оценить его условия.
1
Как понять, сможете ли выплатить кредит.
1
Ипотека. Как решить жилищную проблему и не попасть в беду.
2
Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями.
1
Итоговые практические задания по разделу: " Банки: чем они могут быть нам
2
полезны в жизни".
Модуль 2.Фондовые и валютные рынки: как их использовать для роста дохода. 6 часов
Что такое ценные бумаги, и каких типов они бывают.
2
Как можно торговать ценными бумагами.
1

19
20-21

22-23
24
25-26
27-28
29-30
31-32

33-34

Как заработать на фондовом и валютном рынках.
1
Итоговые практические задания по разделу: " Фондовые и валютные рынки:
2
как их использовать для роста дохода".
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить. 11 часов
Какие бывают налоги и зачем они нужны.
2
Как платить налоги.
1
Что такое налоговый вычет и как его получить.
2
Какова ответственность за неуплату налогов.
2
Решение практических задач и тестов.
2
Итоговые практические занятия по разделу: "Налоги: почему их надо платить
2
".
Итоговый практикум. 2 часа
2
Итоговый практикум по курсу "Финансовая грамотность".


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».