Положение о реализации инклюзивной практики

1

осуществления образовательной деятельной по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
ООП МОУ СОШ №2.
1.6. Инклюзивная практика реализуется в МОУ СОШ №2 с целью
создания
условий для реализации доступного и личностно-ориентированного образования детей с
различными образовательными потребностями.
1.7. Задачи инклюзивной практики:
- создание образовательной среды, способствующей гармоничному
развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонал и
социального окружения;
- создание условий для развития потенциальных возможностей детей с
особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми
сверстниками;
- создание педагогической системы, центрированной на потребностях ребѐнка и
его семьи.
- обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации
детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения
процесса инклюзивного образования, включающую диагностико-консультативное,
коррекционно-развивающее, социально-трудовое направления деятельности;
- формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих
образовательный процесс;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми
образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс
обучения и воспитания ребѐнка, формирование у них адекватного отношения к
особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного
воспитания.
1. Особенности организации образовательного процессаи итоговой аттестации
2.1. Инклюзивная практика реализуется в МОУ СОШ №2 на основании Устава
ОО, приказов руководителя ОО, согласованных с отделом образования, и на основании
настоящего Положения.
2.2. Зачисление ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс осуществляется
приказом директора МОУ СОШ №2 с согласия родителей (законных представителей) и
на основании рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий образования, в
соответствии с Порядок приема детей с ограниченными возможностями здоровья,
обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе МОУ
СОШ №2.
2.3. Комплектование классов осуществляется в соответствии с Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2.4. Обязательным условием организации инклюзивной практики в классе
является организация психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк)
для проведения диагностики детей с ОВЗ и составления рекомендаций по включению
ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в образовательный
процесс и взаимодействия с ПМПК.
2

Для организации деятельности
ПМПк является необходимым введение
дополнительных штатных единиц в штатное расписание в соответствии с
рекомендациями ПМПК, создаваемых из расчета по количеству обучающихся с ОВЗ в
общеобразовательной организации:
- педагог-психолог;
- учитель-дефектолог;
- учитель-логопед;
- социальный педагог;
- тьютор.
При отсутствии возможности введения дополнительных штатных единиц профильных
специалистов деятельность ПМПк в общеобразовательной организации организуется
через сетевое взаимодействие с социальными партнерами.
2.5. Содержание образовательного процесса в классах, реализующих
инклюзивную практику определяется программами для общеобразовательных
учреждений, учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий,
разрабатываемыми и утверждаемыми ОО самостоятельно, а также адаптированной
образовательной программой и/или индивидуальным учебным планом для ребенка с
ОВЗ.
2.6. Индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ разрабатывается и
утверждается ПМПк на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы
реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных
представителей) ребенка с ОВЗ. Индивидуальный учебный план ребенка с ОВЗ
является приложением к договору, заключаемому между директором МОУ СОШ №2 и
родителями (законными представителями) ребенка.
2.7. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными
потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на
каждую четверть. ПМПк школы вправе в любое время вносить в индивидуальный
учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных
представителей). В индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ включаются:
- организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей
обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с
указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю).
2.8. При отсутствии положительной динамики в усвоении адаптированных
образовательных программ, в развитии и адаптации в условиях инклюзивного обучения
по решению ПМПк и с согласия родителей (законных представителей), обучающиеся в
установленном порядке направляются на дополнительную диагностику специалистами
ПМПК для получения рекомендаций.
2.9. Обучение в инклюзивном классе организуется как по общим, так и по
специальным учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому
вопросу принимает общеобразовательная организация.
2.10. Оценка знаний обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с
Положением об оценивании учащихся с ОВЗ, с учетом их особенностей развития
2.11. Перевод детей с особыми образовательными потребностями в следующий
класс осуществляется на основании решения ПМПк и решения педагогического совета
МОУ СОШ №2.
2.12. Государственная (итоговая) аттестация выпускников с ограниченными
возможностями здоровья за курс основной и средней школы проводится в соответствии
с нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровня.

3

2.13. Выпускникам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,
в установленном порядке выдается документ государственного образца об уровне
образования:
- при основном общем образовании – аттестат об основном общем образовании;
- при среднем общем образовании – аттестат о среднем общем образовании.
2.14. Согласно приказа Минобрнауки России от 14 октября 2013 года № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»,
выдается в установленном порядке свидетельство государственного образца.
2. Взаимодействие образовательного учреждения, реализующего инклюзивную
практику с ресурсными центрами
3.1. МОУ СОШ №2, в процессе реализации инклюзивной практики, в своей
деятельности взаимодействует с психолого – медико - педагогической комиссией
(ПМПК).
3.2. ПМПК в целях психолого-педагогического сопровождения инклюзии и
выработки рекомендаций по поводу дальнейшего обучения детей с ОВЗ осуществляют
следующие функции:
- обеспечение квалифицированной психолого-педагогической оценки особенностей
и динамики развития детей с ОВЗ по запросу ОУ;
- организация консультирования сотрудников ОУ по вопросам совместного
обучения (воспитания) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не
имеющих таких ограничений;
- обеспечение проведения обучающих семинаров, профессиональных мастерских и
студий для специалистов и администрации ОУ по вопросам инклюзивного образования.
3.3. Общеобразовательная организация сотрудничает с ресурсными организациями и
осуществляет следующие функции:
- обеспечение систематического участия педагогов и специалистов ОО в
семинарах, рабочих совещаниях, тренингах по вопросам инклюзивного образования;
- соблюдение конфиденциальности отношении результатов обследования ребенка;
- участие в теоретических и практических семинарах, конференциях, круглых
столах с целью повышения профессионального уровня педагогов и психологов.
4. Документация инклюзивного обучения
В общеобразовательной организации ведется следующая документация,
регламентирующая реализацию инклюзивной практики:
- адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ;
- журнал учета проведенных с обучающимися с ОВЗ уроков (занятий) учебного
плана и посещения их детьми;
- рабочие адаптированные программы по предметам для обучающихся с ОВЗ
которые разрабатываются в соответствии с Положением о разработке адаптированных
общеобразовательных программ;
- расписание уроков (занятий), индивидуальных коррекционных занятий,
утвержденное директором общеобразовательной организации;
- рабочие программы членов группы психолого-педагогического сопровождения
инклюзивного обучения, утвержденные директором общеобразовательной организации;
4

- индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ;
- договоры общеобразовательной организации с социальными партнерами по
вопросам реализации психолого-педагогического сопровождения;
- тетради обучающихся с ОВЗ, посещающих занятия узких специалистов.
5. Участники образовательного процесса
5.1.
Участниками
инклюзивного
образовательного
процесса
являются
педагогические работники (учителя, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный
педагог), иные педагогические работники, обучающиеся с ОВЗ и их родители (законные
представители).
5.2. Педагогические работники должны иметь соответствующую подготовку.
Квалификационные требования определяются квалификационными характеристиками,
утвержденными в порядке, установленном законодательством.
5.3. Права и обязанности педагогических и иных работников общеобразовательной
организации, работающих в рамках инклюзивной практики, определяются актами
законодательства Российской Федерации, Уставом общеобразовательной организации,
настоящим Положением.
5.4. Обязанности педагогических и иных работников общеобразовательной
организации, работающих в рамках инклюзивной практики, определяются также
должностными инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми директором
общеобразовательной организации на основании квалификационных характеристик.
5.5. Права и обязанности обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных
представителей) определяются законодательством Российской Федерации и уставом
общеобразовательной организации.
5.6. Права и обязанности профильных специалистов, осуществляющих свою
профессиональную деятельность в рамках сетевого взаимодействия, определяются
законодательством Российской Федерации и договором о сетевом взаимодействии
5.7. Обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу,
выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные
учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять
самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими
работниками в рамках образовательной программы. (Федеральный закон Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации". Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся.)
5.8. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
обязаны:
- обеспечить получение детьми общего образования;
- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической
комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по
результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых
условий для организации обучения и воспитания детей.
- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей
образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые
устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных
отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их
родителями
(законными
представителями)
и
оформления
возникновения,
приостановления и прекращения этих отношений;
- уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».