1 осуществления образовательной деятельной по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», ООП МОУ СОШ №2. 1.6. Инклюзивная практика реализуется в МОУ СОШ №2 с целью создания условий для реализации доступного и личностно-ориентированного образования детей с различными образовательными потребностями. 1.7. Задачи инклюзивной практики: - создание образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности; - формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонал и социального окружения; - создание условий для развития потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; - создание педагогической системы, центрированной на потребностях ребѐнка и его семьи. - обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения; - организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающую диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, социально-трудовое направления деятельности; - формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс; - оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребѐнка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания. 1. Особенности организации образовательного процессаи итоговой аттестации 2.1. Инклюзивная практика реализуется в МОУ СОШ №2 на основании Устава ОО, приказов руководителя ОО, согласованных с отделом образования, и на основании настоящего Положения. 2.2. Зачисление ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс осуществляется приказом директора МОУ СОШ №2 с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий образования, в соответствии с Порядок приема детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе МОУ СОШ №2. 2.3. Комплектование классов осуществляется в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 2.4. Обязательным условием организации инклюзивной практики в классе является организация психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк) для проведения диагностики детей с ОВЗ и составления рекомендаций по включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в образовательный процесс и взаимодействия с ПМПК. 2 Для организации деятельности ПМПк является необходимым введение дополнительных штатных единиц в штатное расписание в соответствии с рекомендациями ПМПК, создаваемых из расчета по количеству обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной организации: - педагог-психолог; - учитель-дефектолог; - учитель-логопед; - социальный педагог; - тьютор. При отсутствии возможности введения дополнительных штатных единиц профильных специалистов деятельность ПМПк в общеобразовательной организации организуется через сетевое взаимодействие с социальными партнерами. 2.5. Содержание образовательного процесса в классах, реализующих инклюзивную практику определяется программами для общеобразовательных учреждений, учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми ОО самостоятельно, а также адаптированной образовательной программой и/или индивидуальным учебным планом для ребенка с ОВЗ. 2.6. Индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ разрабатывается и утверждается ПМПк на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ. Индивидуальный учебный план ребенка с ОВЗ является приложением к договору, заключаемому между директором МОУ СОШ №2 и родителями (законными представителями) ребенка. 2.7. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. ПМПк школы вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей). В индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ включаются: - организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с особыми образовательными потребностями; - организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю). 2.8. При отсутствии положительной динамики в усвоении адаптированных образовательных программ, в развитии и адаптации в условиях инклюзивного обучения по решению ПМПк и с согласия родителей (законных представителей), обучающиеся в установленном порядке направляются на дополнительную диагностику специалистами ПМПК для получения рекомендаций. 2.9. Обучение в инклюзивном классе организуется как по общим, так и по специальным учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому вопросу принимает общеобразовательная организация. 2.10. Оценка знаний обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с Положением об оценивании учащихся с ОВЗ, с учетом их особенностей развития 2.11. Перевод детей с особыми образовательными потребностями в следующий класс осуществляется на основании решения ПМПк и решения педагогического совета МОУ СОШ №2. 2.12. Государственная (итоговая) аттестация выпускников с ограниченными возможностями здоровья за курс основной и средней школы проводится в соответствии с нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровня. 3 2.13. Выпускникам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, в установленном порядке выдается документ государственного образца об уровне образования: - при основном общем образовании – аттестат об основном общем образовании; - при среднем общем образовании – аттестат о среднем общем образовании. 2.14. Согласно приказа Минобрнауки России от 14 октября 2013 года № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам», выдается в установленном порядке свидетельство государственного образца. 2. Взаимодействие образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику с ресурсными центрами 3.1. МОУ СОШ №2, в процессе реализации инклюзивной практики, в своей деятельности взаимодействует с психолого – медико - педагогической комиссией (ПМПК). 3.2. ПМПК в целях психолого-педагогического сопровождения инклюзии и выработки рекомендаций по поводу дальнейшего обучения детей с ОВЗ осуществляют следующие функции: - обеспечение квалифицированной психолого-педагогической оценки особенностей и динамики развития детей с ОВЗ по запросу ОУ; - организация консультирования сотрудников ОУ по вопросам совместного обучения (воспитания) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений; - обеспечение проведения обучающих семинаров, профессиональных мастерских и студий для специалистов и администрации ОУ по вопросам инклюзивного образования. 3.3. Общеобразовательная организация сотрудничает с ресурсными организациями и осуществляет следующие функции: - обеспечение систематического участия педагогов и специалистов ОО в семинарах, рабочих совещаниях, тренингах по вопросам инклюзивного образования; - соблюдение конфиденциальности отношении результатов обследования ребенка; - участие в теоретических и практических семинарах, конференциях, круглых столах с целью повышения профессионального уровня педагогов и психологов. 4. Документация инклюзивного обучения В общеобразовательной организации ведется следующая документация, регламентирующая реализацию инклюзивной практики: - адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ; - журнал учета проведенных с обучающимися с ОВЗ уроков (занятий) учебного плана и посещения их детьми; - рабочие адаптированные программы по предметам для обучающихся с ОВЗ которые разрабатываются в соответствии с Положением о разработке адаптированных общеобразовательных программ; - расписание уроков (занятий), индивидуальных коррекционных занятий, утвержденное директором общеобразовательной организации; - рабочие программы членов группы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения, утвержденные директором общеобразовательной организации; 4 - индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ; - договоры общеобразовательной организации с социальными партнерами по вопросам реализации психолого-педагогического сопровождения; - тетради обучающихся с ОВЗ, посещающих занятия узких специалистов. 5. Участники образовательного процесса 5.1. Участниками инклюзивного образовательного процесса являются педагогические работники (учителя, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог), иные педагогические работники, обучающиеся с ОВЗ и их родители (законные представители). 5.2. Педагогические работники должны иметь соответствующую подготовку. Квалификационные требования определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством. 5.3. Права и обязанности педагогических и иных работников общеобразовательной организации, работающих в рамках инклюзивной практики, определяются актами законодательства Российской Федерации, Уставом общеобразовательной организации, настоящим Положением. 5.4. Обязанности педагогических и иных работников общеобразовательной организации, работающих в рамках инклюзивной практики, определяются также должностными инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми директором общеобразовательной организации на основании квалификационных характеристик. 5.5. Права и обязанности обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей) определяются законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательной организации. 5.6. Права и обязанности профильных специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в рамках сетевого взаимодействия, определяются законодательством Российской Федерации и договором о сетевом взаимодействии 5.7. Обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся.) 5.8. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: - обеспечить получение детьми общего образования; - присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. - соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; - уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5 6