Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (воспитанников)

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» с изменениями на 03.08.2023 г. и Уставом школы.
1.2. Настоящее Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и
осуществлении текущего контроля успеваемости (далее - Положение) является
локальным нормативным актом Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М.
Сазонова (далее - Школы), регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и
формы проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля
успеваемости.
1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией
обучающихся.
1.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка
учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания
образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения
результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных
федеральными государственными образовательными стандартами начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС).
1.5. Промежуточная аттестация учащихся представляет собой процедуру определения
степени соответствия образовательных результатов, продемонстрированных учащимися
в текущем учебном году требованиям федерального государственного образовательного
стандарта соответствующего уровня общего образования, учебных программ по
предметам, курсам.
1.6. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся являются участники
образовательных отношений: администрация школы, педагоги, учащиеся и их родители
(законные представители), коллегиальные органы управления школы, представители
учредителя.
1.7. Принятие Положения, а также внесение в него изменений и дополнений относится к
компетенции педагогического совета школы. Решение педагогического совета
утверждается приказом директора.
2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости
обучающихся.
1

2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебных
четвертей на текущих занятиях, по окончании четверти (в 10-11 классах полугодия)
(выведение четвертных (полугодовых) отметок), после изучения логически
завершенных частей учебного материала в соответствии с учебной программой в целях:
- контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных
образовательной программой;
- оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям
ФГОС;
- проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником
с целью возможного совершенствования образовательного процесса;
2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим
соответствующую часть образовательной программы в течение учебного года.
2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим
работником с учетом образовательной программы.
2.4. Возможными формами текущего контроля успеваемости являются:
- письменная проверка - письменный ответ учащегося на один или систему вопросов
или заданий (к письменным относятся: домашние, проверочные, лабораторные,
практические, контрольные, творческие работы; письменные отчѐты о наблюдениях;
письменные ответы на вопросы; тестирование; сочинения, изложения, диктанты,
рефераты и др.);
- устная проверка - устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме
рассказа, беседы, собеседования и др.;
- комбинированная проверка - предполагает сочетание письменных и устных форм
проверок;
- проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного
обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учѐт учебных достижений
учащихся.
2.5. Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется:
- в 1 классе - без фиксации образовательных результатов в виде отметок;
- во 2–11-ых классах - в виде отметок по 5-ти балльной шкале по учебным предметам,
курсам.
Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных
достижений учащихся в цифрах и баллах. 3а устный ответ и письменную работу отметка
выставляется учителем в ходе урока и заносится в журнал учѐта успеваемости.
2.6. При пропуске учащихся по уважительной причине более 70% учебного времени,
отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок
для получения отметки за четверть (полугодие) текущий контроль может быть
осуществлен на уровне администрации школы по индивидуальному графику.
2.7. Отметки учащемуся за четверть, полугодие выставляются на основании результатов
тематического и поурочного текущего контроля успеваемости, за 2 дня до начала
каникул или начала промежуточной/итоговой аттестации.
2

2.8. Четвертные (полугодовые) отметки выставляются как среднее арифметическое
текущих отметок, округленное по правилам математического округления.
2.9. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе.
Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года
осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной
системе.
2.10. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с
образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной
работы с обучающимися, индивидуализацию содержания образовательной деятельности
обучающихся, иную корректировку образовательной деятельности в отношении
обучающихся.
2.11. Результаты текущего контроля фиксируются в электронном журнале школы, в
дневниках обучающихся.
2.12. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной
программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.13. Текущий контроль успеваемости учащихся, временно находящихся в санаторных,
медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания осуществляется в
этих организациях, а полученные результаты учитываются при выставлении
четвертных, полугодовых отметок. Если обучающийся пребывал в вышеперечисленных
организациях в течение всей четверти (полугодия), то результаты текущего контроля
фиксируются в электронном журнале только в виде оценок за четверть, выставленных
на основании оценок поурочного и тематического контроля, указанных в справке из
организации. Справки из организаций с оценками хранятся в личном деле
обучающегося.
2.14. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся
как посредством заполнения электронного журнала, дневника обучающегося, а так же
по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические
работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся
обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся
в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение
информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме
в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к
классному руководителю.
3. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации.
3.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы
и достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;
3

- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
3.2. Промежуточная аттестация в Школе проводится на основе принципов
объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися
образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых
обучающимися результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы
получения образования, формы обучения, факта пользования платными
дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.
3.3. Промежуточная аттестация в 1 классе проводится без выставления отметок по
итогам комплексной работы.
3.4. Промежуточная аттестация проводится во 2-8, 10 классах по предметам учебного
плана, с выставлением отдельной отметки по пятибалльной шкале, которая в
совокупности с четвертными отметками определяет итоговую отметку. Сроки
проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
3.5. Промежуточная аттестация может проводиться в форме:
- комплексной контрольной работы;
- итоговой контрольной работы;
- письменных и устных экзаменов;
- тестирования (в т.ч. тестирование в форме ОГЭ и ЕГЭ);
- выполнения нормативов (по физической культуре);
- выполнения практических заданий (по ОБЖ);
- контрольный диктант или диктант с грамматическим заданием (по русскому языку);
- сочинения, эссе (по литературе, обществознанию, истории и др.)
- защиты реферата;
- защиты индивидуального/группового проекта;
- иных формах, определяемых учебным планом школы на учебный год.
3.6. Основной формой итоговой оценки метапредметных результатов является защита
индивидуальных проектов.
3.7. В 9 классе промежуточная аттестация проводится путем вычисления среднего
арифметического четвертных отметок за 9 класс округленного по правил
математического округления. В 11 классе промежуточная аттестация проводится путем
вычисления среднего арифметического полугодовых и годовых отметок за 10 и 11 класс
округленного по правилам математического.
3.8. Промежуточную аттестацию в школе могут проходить по заявлению родителей
(законных представителей) обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные
программы:
- в форме семейного образования обучающиеся начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования;
- в форме самообразования (далее – экстерны) обучающиеся среднего общего
образования.
3.9. При пропуске обучающимися по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение учебного предмета, обучающийся имеет право на
перенос срока проведения промежуточной аттестации. Дополнительный срок
проведения промежуточной аттестации определяется школой с учетом учебного плана,
4

индивидуального учебного плана на основании заявления обучающегося (его родителей,
законных представителей).
3.10. Расписание промежуточной аттестации по предметам и классам, утверждается
приказом не позднее, чем за две недели до начала промежуточной аттестации. В
расписании предусматривается не более одного вида контроля в день для каждого
ученика.
3.11. К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся, освоившие основную
общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования; в том
числе имеющие неудовлетворительные отметки по учебным предметам, курсам.
3.12. От промежуточной аттестации могут быть освобождены учащиеся:
- находящиеся на длительном (2 недели и более) лечении, на основании заключения
медицинской организации, в том числе находящиеся в лечебно - профилактических
учреждениях в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа.
- достигшие высоких результатов в изучении отдельных учебных предметов, курсов
учебного плана, победители предметных олимпиад муниципального уровня, победители
и призеры предметных олимпиад регионального федерального уровня, победители и
призеры иных предметных конкурсов, турниров, проходивших в очном формате.
Решение о промежуточной аттестации таких учащихся принимается педагогическим
советом и утверждается приказом директора. Отметка за промежуточную аттестацию
выставляется путем вычисления среднего арифметического четвертных оценок,
округленного по правилам математического округления.
3.13. Промежуточная аттестация учащихся, обучавшихся на дому, проводится путем
вычисления среднего арифметического четвертных (полугодовых) оценок, округленного
в соответствии с правилами математического округления, она же является годовой
оценкой.
3.14. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится с соблюдением
специальных условий. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и
итоговой (по итогам освоения АООП НОО, АООП ООО, АОП СОО) аттестации
обучающихся с ОВЗ включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
ОВЗ;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию при необходимости она
прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный
5

шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок
задания по грамматическому и семантическому оформлению, картинный план и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий; - возможность организации короткого
перерыва (10–15 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления,
истощения.
3.15. Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том числе
отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля),
сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах,
определенных учебным планом, в том числе с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии.
3.16. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего контроля
успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния
обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения
на каждом занятии. Не допускается завышение оценок обучающимся во избежание
формирования ложных представлений о результатах обучения.
3.17. Годовые отметки выставляются в отдельную колонку электронного журнала, как
среднее арифметическое четвертных отметок, округленное по правилам
математического округления.
3.18. Промежуточная аттестация по предметам, на изучение которых отводится менее 1
часа в неделю, проводится путем вычисления среднего арифметического четвертных
(полугодовых) отметок в соответствии с правилами математического округления и
выставляется в графу «годовая».
3.19. Промежуточная аттестация по учебному курсу «Индивидуальный проект»
производится только в форме защиты по пятибалльной системе индивидуального
проекта обучающегося.
3.20. Для обучающихся, не прошедших промежуточную аттестацию, экстернов
предусматриваются дополнительные сроки проведения промежуточной аттестации.
Обучающиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, не
явившиеся на промежуточную аттестацию без уважительной причины, отсутствующие
по семейным обстоятельствам могут:
- быть переведены в следующий класс условно, с последующей сдачей академических
задолженностей;
- пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые графиком
образовательного процесса и предназначенные для пересдачи академических
задолженностей;
- быть освобождены от аттестации на основании п. 3.12 настоящего Положения.
3.21. Организацию и проведение промежуточной аттестации проводит учитель,
преподающий учебный предмет, курс в данном классе или педагог его заменяющий в
период проведения промежуточной аттестации. Учитель - предметник:
- разрабатывает материалы для аттестационных испытаний (за исключением случаев,
когда результат ВПР является результатом промежуточной аттестации); - сдает список
6

обучающихся, освобожденных от аттестационных испытаний в соответствии с пунктом
3.12 (при их наличии) заместителю директора по УВР.
- проводит аттестационные испытания согласно расписанию промежуточной
аттестации, осуществляет проверку аттестационных работ;
- оформляет протокол промежуточной аттестации; - сдает протокол промежуточной
аттестации и письменные аттестационные работы обучающихся (при наличии)
заместителю директора по УВР не позднее, чем через 3 рабочих дня после проведения
аттестационных испытаний.
3.22. Для организованного проведения промежуточной аттестации при повторной
ликвидации академической задолженности по каждому предмету создаѐтся
аттестационная комиссия, в количестве 2-х человек: учителя – предметника класса в
котором проходит аттестационное испытание по данному предмету, представителя
администрации. Состав комиссий утверждается приказом директора.
3.23. Материалы для аттестационных испытаний для проведения промежуточной
аттестации разрабатываются учителем – предметником и утверждаются приказом
директора школ не позже, чем за две недели до начала промежуточной аттестации с
соблюдением режима конфиденциальности. Материалами промежуточной аттестации
может служить итоговая контрольная работа, содержащаяся в рабочей программе по
предмету. Материалы для аттестационных испытаний должны содержать не менее 2-х
вариантов работ для основного срока промежуточной аттестации и 1 вариант для
повторного прохождения (прохождения в дополнительный срок) промежуточной
аттестации. Содержание письменных работ, тестов должно соответствовать
требованиям федерального государственного образовательного стандарта, учебной
программы, федеральному компоненту государственного образовательного стандарта,
учебным программам по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), годовому
тематическому планированию учителя – предметника. Комплект материалов
промежуточной аттестации должен включать:
- титульный лист (Приложение 1);
- пояснительная записка (Приложение 2);
- аттестационный материал;
- ответы (варианты решений);
- инструкции по технике безопасности для решения экспериментальных задач.
В пояснительной записке необходимо отразить:
- нормативные основания для разработки аттестационного материала;
- время, отводимое для выполнения работы;
- структуру аттестационного материала;
- инструкция для обучающихся по выполнению работы;
- критерии выставления оценки.
3.24. Информация о проведении промежуточной аттестации (перечень учебных
предметов, курсов, форма, сроки и порядок проведения) доводится до обучающихся и
их родителей (законных представителей) в установленные сроки посредством
размещения на информационных стендах и на официальном сайте школы.
3.25 Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося
посредством заполнения электронного журнала, дневника обучающегося или по запросу
7

родителей
(законных
представителей)
обучающихся.
Родители
(законные
представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной
аттестации обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих
документов, для чего должны обратиться к классному руководителю.
3.26 Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях педагогического
совета Школы.
4. Порядок перевода обучающихся в следующий класс.
4.1. Обучающиеся, освоившие в полном объѐме соответствующую часть
образовательной программы, переводятся в следующий класс. Освоившими программу
считаются обучающиеся 2-8, 10 классов, имеющие по всем предметам итоговую
отметку «5», «4», «3», обучающиеся 1 класса, достигшие достаточного уровня освоения
образовательных результатов, проверяемых при выполнении комплексной работы.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются
академической
задолженностью. Неудовлетворительным результатом промежуточной аттестации
считается отметка «2» как результат промежуточной аттестации.
4.2. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4.3. Школа создает условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.
4.4. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух
раз в сроки, определяемые Школой, в установленный данным пунктом срок с момента
образования академической задолженности. В указанный период не включается время
болезни
учащегося. Обучающиеся
обязаны ликвидировать академическую
задолженность в течение одного календарного года с момента ее возникновения. В
указанный срок не включается время каникул.
4.5. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической
задолженности во второй раз Школой создается комиссия.
4.6. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
4.7. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по неуважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс
условно. Обучающиеся 4-х и 9-х классов, имеющие академическую задолженность,
оставляются на повторный год обучения.
4.8. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего образования, среднего общего образования, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по
усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное
обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо на
обучение по индивидуальному учебному плану, семейное обучение. Организация
8

информирует родителей учащегося о необходимости принятия решения об организации
дальнейшего обучения учащегося в письменной форме.
5. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов, обучающихся на
семейном обучении.
5.1. Промежуточная аттестация экстернов, обучающихся на семейном обучении
проводится в соответствии с настоящим положением в сроки и в формах,
предусмотренных образовательной программой, в порядке, установленном настоящим
положением.
5.2. По заявлению экстернов, обучающихся на семейном обучении Школа вправе
установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.
5.3. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в образовательной
организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о
сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке
зачисления в образовательную организацию.
5.4. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию (его законные
представители) должен подать заявление о зачислении его в Школу не позднее, чем за
две недели до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином
случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не
допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.2 настоящего
положения.
Данное положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия до момента
введения нового положения.
Приложение 1.
РАССМОТРЕНО:
УТВЕРЖДЕНО:
на заседании педагогического совета
Приказ _____от
_____________
Протокол № _____ от _______202_г
Директор МОУ СОШ
№2 г. Белинского
Пензенской области
им. Р.М. Сазонова
_______________ ФИО

Материалы промежуточной аттестации по _______________ в ____________классе
(классах)
Разработал(а)
Учитель ___________ ___________________
ФИО
Приложение 2
9

Пояснительная записка
Материалы промежуточной аттестации по __________ для ______ класса(ов)
разработаны
согласно Положению о проведении промежуточной аттестации обучающихся и
осуществлении текущего контроля их успеваемости, утвержденному приказом
директора
школы № __ от ________________202_ г.
На выполнение аттестационной работы отводится 45 минут. Аттестационная работа
рассчитана на 2 варианта, состоит из ______заданий…. В заданиях 1-7 необходимо…., в
заданиях 8, 9 необходимо…. (или Аттестационная работа включат в себя выполнение
…и ….)
Инструкция для обучающихся. Уважаемые ребята, сегодня вы выполняете
аттестационную работу по ___________. Еѐ результат определит вашу итоговую оценку
по предмету за учебный год. На выполнение аттестационной работы отводится 45
минут.
Аттестационная работа рассчитана на 2 варианта, состоит из _____ заданий…. В
заданиях 1-7 необходимо…., в заданиях 8, 9 необходимо…. (или Аттестационная работа
включат в себя выполнение …и ….)
Критерии выставления оценок следующие:
Оценка
Количество верно выполненных задания
Иные критерии
(количество баллов)
«2»
«3»
«4»
«5»
Вариант
1.
….
Вариант
2.
….
Ответы и варианты решений: ….

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».