МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА БЕЛИНСКОГО БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РИМА МИХАЙЛОВИЧА САЗОНОВА (МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова) 442250 Пензенская область, г. Белинский, пл. Советская, 10, ИНН 5810004482 ОГРН 1025801069425 тел. (84153) 2-15-33 «СОГЛАСОВАНО» педагогическим советом МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова Протокол № 8 от 05.04.2024 г. «УТВЕРЖДАЮ» директор МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области им Р. М. Сазонова _____________________/И.П. Бичкурова Приказ № 214 от 05.04.2024 г. ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 города Белинского Белинского района Пензенской области имени Героя Советского Союза Рима Михайловича Сазонова за 2023 год АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ организации Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Белинского Белинского района Пензенской области имени Героя Советского Союза Рима Михайловича Сазонова Руководитель Бичкурова Ираида Петровна Адрес организации 442250, Пензенская область, город Белинский, пл. Наименование образовательной Советская, д.10 Телефон, факс 8(841)53 2-15-33 Адрес электронной почты bel_belinskogo2@edu-penza.ru Учредитель Дата создания муниципальное образование Белинский район Пензенской области 01.09.1961 Лицензия от 17.03.2016, № Л035-01221-58/00205247 Свидетельство о государственной аккредитации Сведения о филиале от 27.11.2015 № 6416, серия 58 А01 № 0000607 Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения средней бщеобразовательной школы No2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова в селе Верхние Поляны Основным видом деятельности МОУ СОШ №2 г. Белинского района Пензенской области им. Р.М. Сазонова (далее – Школа) является реализация общеобразовательных программ: - основной образовательной программы начального общего образования; - основной образовательной программы основного общего образования; - основной образовательной программы среднего общего образования. Школа реализует: - адаптированную основную общеобразовательную программу начального и основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью; - адаптированную основную общеобразовательную программу начального и основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Школа реализует образовательные программы дополнительного образования детей. Школа расположена в городе Белинский, предоставляет образовательные услуги на закрепленных территориях города, а также на всей территории с. Волчково, с. КевдоВершина, с. Сулак, д. Кашуровка, п. Веселый, п. Гусятник, с. Ключи, д. Петровка, д. Толстово, с. Шелалейка. Филиал предоставляет образовательные услуги на территориях с. Верхние Поляны,д. Ростовка, с. Нижние Поляны, п. Гай-Шарапино (дети в возрасте освоения образовательной программы уровня основного общего образования). II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и широкой общественностью. Из числа родителей избирается родительский комитет школы. В Уставе школы, в положениях «Положение об Управляющем совете школы», «Положение о педагогическом совете школы» четко определены прерогативы, полномочия различных органов самоуправления школой, а также разграничены полномочия между различными формами самоуправления школой и администрацией школы. Администрация представлена руководителем школы - директором, осуществляющим непосредственное руководство учреждением. Данная структура управления школой в полной мере отвечает принципам самоуправления и единоначалия и соблюдения, основных прав всех участников образовательного процесса. Таблица 1. Органы управления, действующие в Школе Наименование органа Директор Управляющий совет Педагогический совет Общее собрание работников Функции Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой Рассматривает вопросы: развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материальнотехнического обеспечения Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышения квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы. III. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная деятельность организуется в соответствии: • • • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; • • • • • • • • приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с 01.03.2021); СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; основными образовательными программами по уровням образования, включая рабочие программы воспитания, учебные планы, планы внеурочной деятельности, календарные учебные графики, календарные планы воспитательной работы; расписанием занятий. Учебные планы 1-х и 2–4-х классов ориентированы на четырехлетний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО второго поколения и ФГОС НОО 2021), 5-х и 6–9-х классов – на пятилетний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО второго поколения и ФГОС 2021), 10–11-х классов – на двухлетний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО). Форма обучения: очная. Язык обучения: русский. Таблица 2. Общая численность обучающихся, осваивающих образовательные программы в 2023 году Название образовательной программы Численность обучающихся Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, 63 утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, 163 утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 Основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС основного общего образования, 47 утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 Основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС основного общего образования, 244 утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 Основная образовательная программа среднего общего 40 образования по ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 Всего в 2022-2023 году в образовательной организации получали образование 557 учащихся. Школа реализует следующие образовательные программы: • • • • • • • • основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286; основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287; основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; основная образовательная программа среднего общего образования по ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; адаптированная основная общеобразовательная программа начального и основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью; адаптированную основную общеобразовательную программу начального и основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития; дополнительные общеразвивающие программы. Переход на обновленные ФГОС и реализация ФООП Во втором полугодии 2022/23 учебного года школа проводила подготовительную работу по внедрению с 1 сентября 2023 года федеральных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова (далее – Школа) разработала и утвердила дорожную карту по внедрению новых требований к образовательной деятельности. В том числе определило сроки разработки основных общеобразовательных программ – начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с ФООП. Также школа вынесла на общественное обсуждение перевод всех обучающихся на уровне начального общего, основного общего и среднего общего (10 класс) образования на обновленные ФГОС и получило одобрение у 95 % участников обсуждения. Деятельность рабочей группы в 2023 году по подготовке Школы к переходу на обновленные ФГОС и внедрению ФООП можно оценить как хорошую: мероприятия дорожной карты по переходу на обновленные ФГОС и внедрению ФООП реализованы на 100 процентов. С 1 сентября 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ Школа приступила к реализации ООП всех уровней образования в соответствии с ФООП. Школа разработала и приняла на педагогическом совете 30.08.2023 (протокол № 1) основные общеобразовательные программы – начального общего, основного общего и среднего общего образования, отвечающие требованиям федеральных основных образовательных программ, а также определила направления работы с участниками образовательных отношений для достижения планируемых результатов. В марте 2023 года Школа приняла решение о переходе на обучение в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО 3–4-х классов и 7-9-х классов, 10 класса в соответствии с планом-графиком Минпросвещения (письмо от 15.02.2022 № АЗ-113/03) Решение было принято педагогическим советом по следующим основаниям: наличие соответствующих условий; согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3–4-х, 7-9х и 10 классов. С 1 сентября 2023 года осуществляется реализация ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО по обновленным ФГОС во всех параллелях начального общего образования, в 5-9-х и 10 классах на уровне ООО. С 1 сентября 2023 года школа реализует 4 основных общеобразовательных программы, разработанных в соответствии с ФООП уровня образования: • Для 1-4 классов – ООП НОО разработана в соответствии с ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 и ФООП НОО, утвержденной приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372; • Для 5-9 классов – ООП ООО разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 и ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370; • Для 10 класса – ООП СОО разработана в соответствии с ФГОС СОО-2012 с обновлениями от 23.09.2022 г. и ФООП СОО, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371; • Для 11-го класса – ООП СОО разработана в соответствии с ФГОС СОО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413. Внедрение новых предметных концепций С 1 сентября 2023 года МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова внедряет в образовательный процесс новую предметную концепцию: Концепцию преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-6 классах. С целью внедрения новой концепции преподавания разработан план, куда включены мероприятия, которые помогут преподавать учебный предмет с учетом новой концепции. В соответствии с планом проведена ревизия рабочей программы учебного предмета «ОДНКНР». Применение ЭОР и ЦОР МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова осуществляет реализацию образовательных программ с применением ЭОР, включенных в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). В связи с этим в 2022 году была проведена ревизия рабочих программ на предмет соответствия ЭОР, указанных в тематическом планировании, федеральному перечню (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). В ходе посещения уроков осуществлялся контроль использования ЭОР. По итогам контроля установлено: Все рабочие программы учебных предметов содержат ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). На уроках учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). Профили обучения В 2022/23 году для обучающихся 10-х классов был сформирован один профиль – естественно-научный. В 2023-2024 году с учетом запросов обучающихся и на основании анкетирования был также сформирован естественно-научный профиль. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья Школа в 2022-2023 году реализовала следующие АООП: - адаптированная основная общеобразовательная программа начального и основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития; - адаптированная основная общеобразовательная программа начального и основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в Школе: с задержкой психического развития – 5 (0,9%), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 7 (1,3%). В Школе созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Классы для обучающихся с ОВЗ скомплектованы в зависимости от категории обучающихся, вариантов адаптированных основных образовательных программ и СанПиН: общеобразовательные классы, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без ограничений возможностей здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе. Разработана программа коррекционной работы, включающая коррекционно-развивающие курсы, которые проводит педагог-психолог. Применяются специальные методы, приемы и средства обучения, в том числе специализированные компьютерные технологии, дидактические пособия, визуальные средства, обеспечивающие реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающие контроль за устной и письменной речью. В образовательном процессе ведется тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует требованиям стандартов к структуре рабочих программ внеурочной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности включают: кружки, секции, экскурсии, летний лагерь. С 1 сентября 2023 года в планах внеурочной деятельности всех уровней образования выделено направление – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности - «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» были включены в планы внеурочной деятельности всех уровней образования в объеме 34 часов. На основе примерной программы курса «Разговоры о важном», одобренной решением ФУМО (протокол от 15.09.2022 № 6/22), были разработаны рабочие программы внеурочных занятий «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» внесены в расписание и проводятся по понедельникам первым уроком еженедельно. Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» в 1–11-х классах проводятся в соответствии с тематическим планам Минпросвещения; формы проведения занятий соответствуют рекомендованным. С 1 сентября 2023 года в планы внеурочной деятельности ООП ООО и СОО включено профориентационное внеурочное занятие «Россия – мои горизонты». Занятия проводятся в 6 – 11-х классах по 1 часу в неделю. Вывод. Планы внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО выполнены в полном объеме. Воспитательная работа Воспитательная работа в 2023 году осуществлялась в соответствии с рабочими программами воспитания, которые были разработаны для каждого уровня и включены в соответствующую ООП. Воспитательная работа по рабочим программам воспитания осуществляется по следующим модулям: инвариантные – «Классное руководство», «Урочная деятельность» (по ФГОС-2021) / «Школьный урок», «Внеурочная деятельность» (по ФГОС-2021) / «Курсы внеурочной деятельности», «Взаимодействие с родителями» (по ФГОС-2021) / «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация»; вариативные – «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Ключевые общешкольные дела», «Школьный музей», «Точка Роста». Воспитательные события в Школе проводятся в соответствии с календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу модулей рабочей программы воспитания по уровням образования. Виды и формы организации совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников и их родителей разнообразны: коллективные школьные дела, акции. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ СОШ г. Белинского Белинского района Пензенской области имени Р.М. Сазонова организуется в рамках реализации рабочей программы воспитания. Деятельность носит системный характер и направлена на формирование: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей. Воспитательные события в ОО проводятся в соответствии с календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу модулей рабочей программы воспитания по уровням образования с учетом модулей. В планах предусмотрены традиционные мероприятия, а также включены мероприятия по участию обучающихся в муниципальных, межрегиональных и областных конкурсах, соревнованиях. Виды и формы организации совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников и их родителей, разнообразны: • коллективные школьные дела; • акции; • конкурсы; • турниры; • олимпиады; • классные часы; • экскурсии в музей и т.д. В 2022-2023 году проведена работа по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ (ПАВ), профилактике табакокурения, по формированию здорового образажизни и воспитанию законопослушного поведения обучающихся. Мероприятия проводились с участием обучающихся и их родителей, с привлечением работников ОМВД, медицинских работников. Систематически проводились общешкольные и классные родительские собрания, в том числе в режиме онлайн. Проведены обучающие семинары для классных руководителей по вопросам здорового образа жизни, по вопросам диагностики неадекватного состояния учащихся. Проводилась систематическая работа с родителями по разъяснению уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, с нарушениями правил дорожного движения. Были организованы: выступление агитбригады по правилам безопасности на дорогах, ПДД; участие в конкурсе социальных плакатов «Наркотикам – нет!»; проведение классных часов и бесед на антинаркотические темы с использованием ИКТ; беседы с участием сотрудников полиции. Школа активно участвовала в реализации региональных проектов: «Содействие», «Культурная суббота», «PRO-чтение», «Герои Отечества», «Учусь плавать», «А мы из Пензы. Наследники победителей». С обучающимися 5-11 классов проводились акции: «Снежный десант», «Чистый берег», «Блокадный хлеб», «Сурский край без наркотиков», «В здоровом теле – здоровый дух!», игра «Зарница». С учащимися 1-4 классов были организованы следующие мероприятия: «Безопасный маршрут», «Окна Победы», «Осторожно, дети!», «Письмоводителю», «ГТО и я». В школе организовано кадетское движение. Кадеты активно участвовали во всех школьных и районных мероприятиях и акциях: «Вахта памяти»; «Бессмертный полк», «Окна России», «Письмо воину», «Мы и ГТО». В школе организована работа волонтеров. Волонтѐры участвовали в субботниках по благоустройству и очистке школьной и прилегающей территории, в благоустройстве некрополя, в акции «Сады Победы» по высадке саженцев деревьев и кустарников. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Основной и неотъемлемой составной частью воспитательного процесса является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Работа по патриотическому воспитанию проводилась в соответствии с общешкольным планом, осуществляется через систему урочной и внеурочной деятельности и призвано воспитать преданность Родине, сформировать уважение к традициям, воспитывать основы гражданского сознания. Проведены мероприятия: тематические классные часы посвященные Международному Дню толерантности, «День народного единства», Уроки Мужества, «Герои Беслана», радиолинейки «Блокада Ленинграда – 900 дней и ночей»», «Международный день памяти жертв Холокоста», «Афганистан в памяти нашей», конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы: «Моя Родина - Россия», «День России», «Мы будущие защитники Отечества», участие в Международных акциях Тест по истории Отечества (дистанционно), «Диктант Победы», акции «День мира», «Письмо солдату», «Окна Победы»; просмотр и анализ фильмов военной тематики; поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла с Днем пожилого человека, с Новым годом, с Днем Защитника Отечества, проведение акций - единый час духовности «Голубь мира», «Обелиск», военно - спортивная игра «Зарница», Вахта Памяти. Патриотическое воспитание прослеживается в изучение традиций русского народа, приобщение к ценностям начинается в начальных классах. Особое место отводится изучению семьи, приобщение к опыту народного миропонимания закладывает основу для решения ребенком жизненных важнейших вопросов. Проведены классные часы, внеклассные мероприятия: «Мой дом – моя крепость»: «Трудовые династии моей семьи»; «Моя семья – мои истоки». Изучаются знаменательные даты истории России. В среднем звене классные руководители продолжают традиции, изучаемые в начальной школе, знания ребят о народных праздниках, памятных датах, героическом прошлом России расширяются. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Экологическая культура играет важную роль в воспитании личности. Экологическое просвещение, являясь приоритетным направлением работы школы, прививает бережное и чуткое отношение к природе, расширяет знания о природе, формирует навыки поведения в природе, совершенствует умение оказать помощь природе. В школе проводились экологические акции «Мусору - нет!», «Чистый двор», «Клумба», «Покорми птиц зимой!», конкурсы рисунков «Берегите лес!», «Сбережем родную планету». Обучающиеся приняли участие во всероссийском диктанте «Экодиктант», во Всероссийском уроке экологии и энергосбережения в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче. Забота о сохранении и укреплении здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся также является приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива и носит системный характер. В условиях пандемии и противоэпидемиологических мероприятий в школе проводились соревнований по волейболу, баскетболу, пионерболу, минифутболу, легкоатлетическая эстафета, декадник по лыжам. Принимали активное участие в районных соревнованиях «Кросс Нации». Все запланированные мероприятия по этому направлению позволяют воспитывать у обучающихся потребность в ЗОЖ. Это и профилактика употребления ПАВ, классные часы и диспуты по формированию ЗОЖ, медицинские осмотры, своевременные прививки, профилактика заболеваний, спортивные мероприятия, секции, пропаганда ЗОЖ (рисунки, плакаты, памятки). Вовремя учебных занятий педагоги уделяли большое внимание осанке обучающихся, профилактике глазных заболеваний, проводили физкультминутки, профилактике новой коронавирусной инфекции. Большая работа была проведена в школе в течение года по профилактике алкоголизма, токсикомании, наркомании, табакокурения, ВИЧ–инфекционных заболеваний. Проведено анкетирование и тестирование обучающихся 7-9 классов на предмет немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. Школьники приняли активное участие в профилактических мероприятиях в рамках «Единого дня профилактики», в акциях «День памяти жертв ДТП», «Осторожно! Переход!». Проведение профилактических бесед со школьной медицинской сестрой. Проведен мониторинг обучающихся на знание основ ПДД и ПБ (онлайн тестирование). Приняли участие во Всероссийском уроке «Урок Безопасности». В 2022-2023 учебном году работа проводилась по следующим направлениям: 1) повышение психолого-педагогических знаний (лекции, практикумы для родителей, классные, общешкольные и областные родительские собрания, индивидуальные тематические консультации (офлайн и онлайн), 2) вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс: совместные творческие дела - участие в конкурсах различного уровня, помощь в укреплении материальнотехнической базы, участие родителей в различных внеклассных мероприятиях школы, 3) участие родителей и общественности в управлении школой: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, участие родителей в жизни класса. Один раз в четверть проводятся классные и общешкольные (онлайн) родительские собрания. Тематика общешкольных собраний разнообразна: «Семья+школа. Шаг навстречу», «Актуальные проблемы профилактики негативных явлений в подростковомолодежной среде», «Роль семьи в выборе профессии», «Итоги учебного года». Значительное место в системе работы классных руководителей с родителями обучающихся отводилось психолого- педагогическому просвещению и информационному обеспечению. Педагогом-психологом школы были даны рекомендации родителям по вопросам: проблемы адаптации к школе обучающихся 1,5,10 классов, проблемы подросткового возраста, об особенностях подготовки выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации, особенности выбора профессии. Анализируя работу с родителями, следует отметить, что участие родителей в жизни школы снизилось. Большинство родителей перестали интересоваться: чем занимается их ребенок в школе, какая у него успеваемость, кто его школьные друзья и т.д., все меньше стали посещать родительские собрания, всю ответственность за воспитание своих детей «переложили» на учителей, классных руководителей. В связи с этой проблемой, в этом учебном году мы постарались активизировать работу с родителями, привлекать их во все сферы деятельности школы. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Обучающиеся принимали участие в мероприятиях (офлайн и онлайн) в рамках предметнометодических недель, в ходе мероприятий, посвященных юбилейным датам, а также в олимпиадах по учебным предметам на школьном и муниципальном уровнях, занимая призовые места. Классными руководителями были проведены классные часы «Мой выбор», «Труд – всему голова». Приняли участие в серии всероссийских открытых уроков на портале «ПроеКТОриЯ». Большое внимание уделяется формированию финансовой грамотности обучающихся -активно приняли участие в «Онлайн-уроках финансовой грамотности». Участвовали во Всероссийской образовательной акция «Урок – Цифры». В 2023 году в школе создана первичная ячейка РДДМ «Движение первых» (приказ от 20.01.2023). В состав ячейки вошли обучающихся 5-11-х классов. Ответственным за работу первичного школьного отделения РДДМ назначен советник директора по воспитательной работе Мордашкина А.С. Деятельность первичного отделения осуществляется в рамках вариативного модуля рабочей программы воспитания «Детские общественные объединения». Конкретные воспитательные события, дела и мероприятия отделения конкретизированы в календарном плане воспитательной работы. Активисты отделения РДДМ приняли участие в Первом региональном слете детских и молодежных общественных организаций Пензенской области «ВДвижении 58!» и открытии первичных отделений в школах Белинского района «Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Эффективность воспитательной работы Школы в 2023 году оценивалась по результатам анкетирования обучающихся и их родителей, анкетирования педагогов, а также по результатам оценки личностных результатов школьников в динамике (по сравнению с предыдущим периодом). На основании этих данных можно сделать вывод о хорошем уровне организации воспитательной работы Школы в 2023 году. Дополнительное образование Все дополнительные общеразвивающие программы художественного, социальногуманитарного, туристско-краеведческого, естественно-научного и технического направления реализовывались в очном формате: были внесены изменения в положение об обучении по программам дополнительного образования, в программы и скорректированы календарнотематические планирования; сформировано расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с образовательной программой и программами дополнительного образования, при этом предусмотрена дифференциация по классам и время проведения занятия; проводилось обязательное информирование обучающихся и их родителей об изменениях в программах дополнительного образования. Дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивного направления реализовывались в очном формате в связи со своей спецификой. Вывод: благодаря внесению необходимых изменений программы дополнительного образования выполнены в полном объеме, в основном удалось сохранить контингент учеников. Исходя из результатов анкетирования учеников и их родителей качество дополнительного образования существенно повысилось. Об антикоронавирусных мерах МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова в течение 2023 года продолжала профилактику коронавируса. Для этого были запланированы организационные и санитарно-противоэпидемические мероприятия в соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации работы образовательных организаций Белинского района. Так, Школа: - закупила бесконтактные термометры, рециркуляторы передвижные, средства и устройства для антисептической обработки рук, маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки из расчета на два месяца; - разработала графики уборки, проветривания кабинетов, рекреаций, а также создала максимально безопасные условия приема пищи; - закупила достаточное количество масок для выполнения обязательного требования к ношению масок на экзамене членами экзаменационной комиссии; - разместила на сайте необходимую информацию об антикоронавирусных мерах, ссылки распространяли посредством мессенджеров и социальных сетей. IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы. Начало учебного года – 1 сентября, окончание – 31 мая. Продолжительность учебного года: 1-е классы – 33 недели, 2–8-е классы – 34 недели, 9-е и 11-е классы – по окончанию ГИА. Продолжительность уроков: 1 класс – сентябрь-октябрь – 3 урока по 35 минут, (для прохождения учебной программы четвертые уроки заменяются целевыми прогулками на свежем воздухе, уроками физической культуры, уроками - играми, уроками-театрализациями, уроками-экскурсиями; - ноябрь-декабрь – по 4 урока по 35 минут каждый; - январь - май – по 4 урока по 40 минут каждый, один раз в неделю – 5 уроков; 2 - 11 классы – уроки по 45 минут Образовательная деятельность в Школе осуществляется по шестидневной учебной неделе для 211-х классов и по пятидневной учебной недели для 1-ых классов. Занятия проводятся в одну смену. Таблица 3. Режим образовательной деятельности: Классы Количество смен Продолжительность урока (минут) 1 1 Ступенчатый режим: 35 минут Количество учебных дней в неделю 5 Количество учебных недель в году 33 2-11 (сентябрь–декабрь); 40 минут (январь– май) 45 1 6 34 Начало учебных занятий – 8 ч 00 мин. V. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам 2022/23 учебного года. Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися основных образовательных программ. Таблица 4. Статистика показателей за 2022/23 год № п/п Параметры статистики 2022-2023 учебный год Количество детей, обучавшихся на конец учебного года (для 2022/23), в том числе: – начальная школа – основная школа – средняя школа Количество обучающихся, оставленных на повторное обучение: – начальная школа – основная школа – средняя школа Не получили аттестата: – об основном общем образовании – о среднем общем образовании Окончили Школу с аттестатом особого образца – в основной школе – в средней школе 1 2 3 4 557 226 291 40 5 2 3 Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется. Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний Таблица 5. Результаты освоения учащимися программы начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2023 году Классы Всего Из них успевают учащихся Не успевают Переведены условно Из них н/а Окончили год Всего 2 3 4 54 61 48 количество % 54 61 48 100 100 100 на «4» и «5» 28 25 16 % на «5» % количество % количество % 52 41 33 5 9 5 9 15 10 - - - - Если сравнить результаты освоения обучающимися программы начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2023 году с результатами освоения учащимися программы начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году, то можно отметить, что процент качества знаний учащихся снизился на 7 % (в 2022-м – 64%, в 2023-м -57%). Таблица 6. Результаты освоения учащимися программы основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2023 году Классы Всего Из них успевают учащихся Не успевают Переведены условно Из них н/а Окончили год Всего 5 6 7 8 9 47 61 57 68 58 количество % 47 61 57 68 58 100 100 100 100 100 на «4» и «5» 15 19 16 23 19 % на «5» % количество % количество % 32 31 28 34 33 5 3 3 3 - 11 5 5 4 - - - - - Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что в 2023 году процент качества знаний учащихся вырос на 4 % (в 2022-м - 35%, в 2023-м – 39%). Таблица 7. Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования по показателю «успеваемость» в 2023 году Классы Всего Из них успевают Не успевают Переведены учащихся условно Окончили год Всего Из них н/а на на количество % «4» и % % количество % количество «5» «5» 10 19 19 100 3 16 11 58 11 21 21 100 4 19 8 38 - % - Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования по показателю «успеваемость» в 2023 учебном году по качеству знаний вырос на 18 % (в 2022-м -48%, в 2023-м – 66 %). Это связано с контингентом обучающихся. Результаты ГИА-2023 В 2023 году ГИА прошла в обычном формате в соответствии с порядками ГИА-9 и ГИА-11. Девятиклассники сдавали ОГЭ по русскому языку и математике, а также по двум предметам на выбор. Одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ по двум обязательным предметам – русскому языку и математике – и при желании по предметам по выбору. Таблица 8. Общая численность выпускников 2022-2023 учебного года Общее количество выпускников Количество обучающихся на семейном образовании Количество обучающихся с ОВЗ Количество обучающихся, получивших «зачет» за итоговое собеседование/сочинение Количество обучающихся, не допущенных к ГИА Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА Количество обучающихся, сдававших ГИА в форме промежуточной аттестации Количество обучающихся, получивших аттестат 9-е классы 58 0 0 11-е классы 21 0 0 58 21 0 58 0 21 0 0 58 21 ГИА в 9-х классах В 2022/23 учебном году одним из условий допуска обучающихся 9-х классов к ГИА было получение «зачета» за итоговое собеседование. Испытание прошло 14.02.2023 в МОУ СОШ №2 в очном формате. В итоговом собеседовании приняло участие 58 обучающийся (100%), все участники получили «зачет». В 2023 году 58 девятиклассников сдал ГИА в форме ОГЭ. Обучающиеся сдали ОГЭ по основным предметам – русскому языку и математике на достаточно высоком уровне. Успеваемость по математике и русскому языку составляет 100 процентов. Качество понизилось на 9 процентов по русскому языку, понизилось на 11 процентов по математике. Таблица 9. Результаты ОГЭ по обязательным предметам Учебный год 2020-2021 2021-2022 2022-2023 Математика Успеваемость Качество Средний балл 100 % 49 % 3,5 100 % 47 % 3,6 100 % 36 % 3,4 Успеваемость 100 % 100 % 100 % Русский язык Качество Средний балл 60 % 3,8 73 % 4,1 62 % 3,8 Также 58 выпускник 9-х классов успешно сдали ОГЭ по выбранным предметам. Результаты ОГЭ по предметам по выбору показали стопроцентную успеваемость и в целом удовлетворительное качество знаний обучающихся. Таблица 10. Результаты ОГЭ в 9-х классах Предмет Обществознание История Биологи Информатика и ИКТ География Химия Физика Количество обучающихся 27 3 15 28 23 19 1 Качество Средний балл 44 % 33 % 80 % 36 % 22 % 74 % 100 % Успеваемость 3,5 3,3 4,0 3,4 3,3 4,2 5,0 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % Замечаний о нарушении процедуры проведения ГИА-9 в 2023 году не было, что является хорошим результатом работы с участниками образовательных отношений. Все девятиклассники Школы успешно закончили 2022/23 учебный год и получили аттестаты об основном общем образовании. Аттестат с отличием получили 2 выпускника. Таблица 11. Итоговые результаты выпускников на уровне основного общего образования за три последних года Критерии Количество выпускников 9-х классов всего Количество выпускников 9-х классов, успевающих по итогам учебного года на «5» Количество выпускников 9-х классов, успевающих по итогам учебного года на «4» и «5» Количество выпускников 9-х классов, допущенных к государственной (итоговой) аттестации Количество выпускников 9-х классов, не допущенных к государственной (итоговой) аттестации 2020/21 Кол-во % 45 100 2 4 2021/22 Кол-во % 51 100 2 4 2022/2023 Кол-во % 58 100 0 0 11 24 15 29 19 33 45 100 51 100 58 100 0 0 0 0 0 0 ГИА в 11-х классах В 2022/23 учебном году одним из условий допуска обучающихся 11-х классов к ГИА было получение «зачета» за итоговое сочинение. Выпускники 2022/23 года писали итоговое сочинение 6 декабря 2022 года. В итоговом сочинении приняли участие 21 обучающийся (100%), по результатам проверки все обучающиеся получили «зачет». В 2023 году все выпускники 11-х классов (21 человек) были допущены к ГИА. Все обучающиеся сдавали ГИА в форме ЕГЭ. В 2023 году выпускники сдавали ЕГЭ по математике на базовом и на профильном уровне. ЕГЭ по математике на базовом уровне сдавали 16 выпускников. Результаты представлены в таблице. Таблица 12. Результаты ГИА-11 по базовой математике в 2023 году Критерии Количество обучающихся, которые сдавали математику на базовом уровне Средний балл Количество обучающихся, получивших высокие баллы, отметку «5» по пятибалльной системе Процент обучающихся, получивших высокие баллы, отметку «5» по пятибалльной системе Математика (базовый уровень) 16 4,6 10 63 % ЕГЭ по математике на профильном уровне сдавали 5 человек. Все обучающиеся успешно справились с экзаменом. Средний балл – 45. ЕГЭ по русскому языку сдавали 21 обучающийся. Все выпускники 11-х классов успешно справились с экзаменом. Высокие баллы получили 3 обучающихся (14 %). Таблица 13. Результаты ЕГЭ по русскому языку Критерии Количество обучающихся Количество обучающихся, которые не набрали минимальное количество баллов Количество обучающихся, которые получили высокие баллы (от 80 до 100) Средний балл Русский язык 21 0 3 66,7 Повышение баллов по базовой математике за последние два года обусловлено тем, что этот предмет сдают обучающиеся, которые учатся на «4» и «5». По профильной математике произошло снижение среднего балла, т. к. математику на профильном уровне выбрали более слабые обучающиеся, которым этот предмет нужен для поступления в ВУЗ . Повышение результатов по русскому языку в 2023 году по сравнению с 2022 годом связано с тем, что предмет сдавали все обучающиеся 11-х классов с хорошей степенью подготовленности. Таблица 14. Средний тестовый балл ЕГЭ по математике и русскому языку за три последних года Учебный год 2020/2021 2021/2022 2022/2023 Математика 66,8 68,3 45 Русский язык 68,7 63,2 66,7 В 2023 году из предметов по выбору обучающиеся выбрали обществознание - 8 человек (38 %), историю - 9 (43%), биологию – 6 (29 %), химию - 6 (28,5 %), физику – 5 (24 %), информатику и литературу по 1 человеку (3 %). Таблица 15. Результаты ЕГЭ в 2023 году Учебные предметы Русский язык Математика (базовый уровень) Математика (профильный уровень) История Обществознание Информатика Химия Физика Биология Литература Количество участников ЕГЭ 21 16 5 9 8 1 6 5 6 1 Средний балл Успеваемость 66,7 4,6 45 65 59 54 64 50 70 60 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Cогласно результатам ЕГЭ успеваемость составила 100 процентов. Качество сдачи экзаменов и средний балл свидетельствуют о том, что уровень знаний обучающихся выше среднего по многим предметам, кроме профильной математике. По химии 2 выпускника набрали 99 и 97 баллов, 1 выпускник набрал по биологии 98 баллов. Все выпускники 11-ого класса успешно завершили учебный год и получили аттестаты. Количество обучающихся, получивших в 2022/23 учебном году аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении», – 3 человека, что составило 14 % от общей численности выпускников 2023 года. Таблица 16. Количество медалистов за последние пять лет 2019 5 2020 2 Медаль «За особые успехи в учении» 2021 2022 7 3 2023 3 Таблица 17. Получили медаль «За особые успехи в учении» в 2022-2023 учебном году № п/п 1 2 3 ФИО выпускника Романова Анеля Тимофеевна Сержантов Артем Алексеевич Шишкова Дарья Васильевна Класс 11 11 11 Классный руководитель Митронькина Наталья Владимировна Митронькина Наталья Владимировна Митронькина Наталья Владимировна Выводы о результатах ГИА-9 и ГИА-11 Обучающиеся 9-х и 11-х классов показали стопроцентную успеваемость по результатам ГИА по всем предметам. По ГИА-9 средний балл выше 4 по биологии, химии, физике; ниже 4 по остальным предметам (русский язык – 3,8; математика – 3,4; обществознание – 3,5; история – 3,3; информатика – 3,4; география -3,3). По ЕГЭ средний балл по базовой математике – 4,6, по профильной математике – 45, по русскому языку – 66,7. Среди выпускников 9-х классов аттестат с отличием получили 2 человека. Среди выпускников 11-х классов аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении» получили 3 человека . Результаты ВПР ВПР-2023 (весенний период) показали стабильные результаты, почти все оценки подтвердили с итоговой отметкой за вторую четверть. Понизили свои результаты по русскому языку – 2 процента обучающихся, по математике – 6 процентов, по биологии – 1,2 процента. Активность и результативность участия в олимпиадах В 2023 году проанализированы результаты участия обучающихся Школы в олимпиадах и конкурсах всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней. Количественные данные по всем этапам Всероссийской олимпиады школьников в 2022/23 учебном году показали низкий объем участия. Количество призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников уменьшилось с 5 процентов обучающихся Школы в 2021/22 году до 4 процентов в 2022/23 году. В 2022/23 году в рамках ВсОШ прошли школьный и муниципальный этапы. Сравнивая результаты двух этапов с результатами аналогичных этапов, можно сделать вывод, что количественные и качественные показатели не изменились. Таблица 18. Сравнительная таблица призовых мест в районных олимпиадах по годам Учебный год 2019-2020 2020-2021 2021-2022 2022- 2023 Занято призовых 2 место 4 10 5 5 1 место 5 1 3 2 мест Всего призовых мест 19 15 14 10 3 место 10 4 6 3 В 2023 году был проанализирован объем участников конкурсных мероприятий разных уровней. Дистанционные формы работы с учащимися, создание условий для проявления их познавательной активности позволили принимать активное участие в дистанционных конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней. Результат – положительная динамика участия в олимпиадах и конкурсах, привлечение к участию в интеллектуальных соревнованиях большего количества обучающихся Школы. VI. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ Количество выпускников, поступающих в вузы, стабильно по сравнению с общим количеством выпускников 11-го класса. Таблица 19. Востребованность выпускников Год выпуска всего Основная школа Перешли Поступили в 10 в класс организации школы СПО 2020 40 10 2021 45 2022 2023 51 58 Средняя школа Поступили Устроились в на работу организации СПО Другое всего Поступили в ВУЗы Другое 30 - 17 14 2 - 16 28 20 20 - - 16 12 35 46 1 инвалид - 1 служба в ВС РФ - 15 21 13 21 2 - - - VII. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Деятельность по оценке качества образования в МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова в 2023 году организовывалась на основании Положения о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) и в соответствии с Планами ВСОКО на 2022/23 учебный год. Внутренняя система оценки качества образования Школы ориентирована на решение следующих задач: ческое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и достижение планируемых результатов; этапе планирования достижения образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательной деятельности по достижению соответствующего качества образования. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МОУ СОШ 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова являются: промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; ионных процедур; процедур. Объектами процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся являются: личностные результаты; - метапредметные результаты; - предметные результаты; - участие и результативность в школьных, областных и других предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; - анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников. Основными процедурами оценки образовательных достижений обучающихся являются: стартовая и входная диагностики, текущая и тематическая оценка, портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестацию обучающихся. Содержание процедуры оценки качества условий образовательной деятельности включает в себя: исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательного процесса и качеством условий; программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярное пополнение и эффективность его использования в учебном процессе; оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; обеспеченность методической и учебной литературой; диагностику уровня тревожности обучающихся 1-х 5-х и 10-х классов в период адаптации; оценку количества обучающихся на всех уровнях образования и сохранения контингента обучающихся; оценку кадровых условий реализации образовательной программы (аттестация педагогов, готовность к повышению педагогического мастерства, знание и использование современных методик и технологий, подготовка и участие в качестве экспертов ЕГЭ, ОГЭ, аттестационных комиссий, жюри, участие в профессиональных конкурсах); использование социальной сферы микрорайона. Основными методами оценки качества условий образовательной деятельности являются экспертиза, мониторинг, анализ и анкетирование. Исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательного процесса и качеством условий С целью определения степени удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством предоставления образовательных услуг и выявления проблем, влияющих на качество предоставления образовательных услуг Школой, был организован онлайн-опрос, в котором приняли участие 240 респондентов (45% от общего числа родителей 1–11-х классов). Метод исследования: анкетный опрос. Сроки проведения анкетирования: сентябрь 2023 года. Результаты исследования представлены ниже: Качество образовательного процесса – 85 и 15 процентов. Условия и оснащенность ОО – 79 и 21 процента. Психологический комфорт в ОО – 92 и 8 процентов. Деятельность администрации – 91 и 11 процентов. Общие результаты по итогам оценки уровня удовлетворенности родителей представлены в гистограмме ниже. 4% 6% 8% положительно высказывают пожелания формулируют претензии отрицательно 82% VIII. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: го коллектива, способного работать в современных условиях; На период самообследования в Школе работают 47 педагога (включая филиал). Из них девять человек имеют среднее специальное образование, 38 педагога - высшее педагогическое образование. 1. В 2022 году анализ занятий урочной и внеурочной деятельности показал, что 30 процентов педагогов нуждались в совершенствовании ИКТ-компетенций, а более 24 процентов всех учителей считали, что им не хватает компетенций для реализации ФГОС-2021. Аналогичное исследование в 2023 году показало, что за год данные значительно улучшились: только 5 процентов всех учителей считают, что им не хватает компетенций для реализации ФГОС-2021. Общие данные о компетенциях педагогов, которые работают по ФГОС-2021, представлены в диаграмме ниже. 5% 23% Низкий уровень компетенций Средний уровень компетенций 72% высокий уровень компетенций Таким образом, полученные данные свидетельствуют о росте профессиональных компетенций учителей, эффективной работе с кадрами и выбранными дополнительными профессиональными программами повышения квалификации по реализации ФГОС-2021, совершенствованию ИКТ-компетенций. 2. Анализ условий реализации программы начального общего образования и основного общего образования в части формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию, показал достаточную готовность педагогических кадров. Так, 100 процентов педагогов понимают значимость применения такого формата заданий, 80 процентов – не испытывают затруднений в подборе заданий, 20 процентов педагогов планируют применение данных заданий после прохождения соответствующего обучения. В связи с обязательным обеспечением условий формирования функциональной грамотности в план непрерывного профессионального образования педагогических кадров МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова включены мероприятия по оценке и формированию функциональной грамотности в рамках внутриорганизационного обучения и организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогов предметных и метапредметных профессиональных объединений. 3. Анализ кадрового потенциала МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова для внедрения требований обновленного ФГОС основного общего образования в части обеспечения углубленного изучения учебных предметов с целью удовлетворения различных интересов обучающихся показывает, что 5 процентов педагогов не имеют опыта преподавания предметов на профильном уровне в рамках среднего общего образования. В связи с чем принято решение о планировании адресной подготовки педагогов по выбранным обучающимися учебным предметам для углубленного изучения на уровне основного общего образования, развитии системы наставничества и работы в парах. 4. С целью внедрения ФООП в план непрерывного профессионального образования педагогических и управленческих кадров в МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова на 2024-й год внесены мероприятия по повышению профессиональных компетенций педагогов для работы по федеральными рабочими программами. Запланировано повышение квалификации педагогов для успешного внедрения федеральных образовательных программ в школах. 5. В 2023 году активность учителей в профессиональных конкурсах повысилась на 15 процентов. Участие в профессиональных конкурсах федерального, регионального и муниципального уровней приняли 30 (45%) педагогов, что свидетельствует о грамотной и эффективной работе управленческой команды. IX. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Обеспеченность доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) в МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р. М. Сазонова составляет 67 процентов. В образовательном процессе используются ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, утвержденный приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653. X. КАЧЕСТВО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов. Библиотека находится на 2 этаже, занимает отдельное помещение площадью 33,3 м2. Читальный зал совмещен с абонементом. Библиотека оснащена компьютером с выходом в Интернет. Объем библиотечного фонда составляет 22606 единиц. Книгообеспеченность -100 %. Таблица 20. Состав фонда и его использование № п/п 1 2 3 4 Вид литературы Учебная Научно-педагогическая и методическая Художественная Электронных пособий и учебников Количество единиц в фонде 11751 единиц 1692 9163 156 единиц Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС. В 2023 году все учебники фонда соответствовали федеральному перечню, утвержденному приказом Минпросвещения от 20.05.2020 № 254. В январе 2023 года также была начата работа переходу на новый федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858. Подготовлен перспективный перечень учебников, которые Школе необходимо закупить до сентября 2024 года. Также составлен список пособий, которые нужно будет списать до даты. Средний уровень посещаемости библиотеки – 30 человек в день. На официальном сайте Школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Школы. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Фонд дополнительной литературы оцифрован полностью. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. XI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 25 учебных кабинета, 6 оснащены современной мультимедийной техникой. Кабинеты биологии, физики, химии, информатики и ИКТ — это специально оборудованные кабинеты для организации учебно-воспитательного процесса, где осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. В школу по национальному проекту поступило оборудование и наглядные пособия для кабинета "Биология", для кабинета "Химия", для кабинета "Физика". В кабинете информатики и ИКТ: компьютерные столы, компьютер преподавателя, компьютеры ученические, подключенные к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, инструменты учебной деятельности (программные средства). В школе имеется столярная мастерская, кабинет домоводства для девочек. На втором этаже здания оборудован спортивный зал с душевыми и туалетными комнатами. На первом этаже оборудованы столовая и пищеблок. В филиале - отдельное здание – столовая и пищеблок. Анализ данных, полученных в результате опроса педагогов на конец 2022/2023 года, показывает положительную динамику в сравнении с 2021/2022 годом по следующим позициям: материально-техническое оснащение МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова позволяет обеспечить реализацию основных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования; качественно изменилась оснащенность классов – 93 процента (вместо 65% в 2021 году) оснащены ноутбуками и стационарными компьютерами, 100 процентов кабинетов (вместо 85% в 2021 году) имеют доступ к интернету для выполнения необходимых задач в рамках образовательной деятельности. В нашей школе функционирует центр образования гуманитарной и технологической направленностей «Точка роста», который был создан в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Работа центра «Точка роста» помогает развивать у детей интерес к учебе и научно-техническому творчеству, повышает уровень мотивации к учебной деятельности. Ребята всесторонне развиваются, открывая для себя новые возможности. Благодаря новому оборудованию, приобретенному в рамках нацпроекта «Образование», появилась возможность сочетать полноценный эксперимент с возможностями современных компьютерных инструментов. При этом полный анализ оснащенности кабинетов согласно требованиям нового ФГОС основного общего образования по предметным областям «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки», «Общественно-научные предметы» показал частичное оснащение комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов, специального оборудования, которые обеспечивают развитие компетенций в соответствии с программой основного общего образования. В связи с чем административно-управленческой командой школы принято решение о направлении ходатайства учредителю с целью решить вопрос пополнения материальной базы. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2023 года. Показатели Образовательная деятельность Общая численность учащихся Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по русскому языку Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по математике Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому язык Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по математике Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9-го класса Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9-го класса Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11-го класса Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности выпускников 11-го класса Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9-го класса Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11-го класса Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9-го класса Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников Единица измерения человек человек человек человек Количество 557 226 291 40 человек (процент) 267 (48 %) балл балл балл балл человек (процент) 3,8 3,4 66,7 4,6/45 0 (0%) человек (процент) 0 (0 %) человек (процент) 0 (0 %) человек (процент) 0 (0%) человек (процент) 0 (0 %) человек (процент) 0 (0%) человек (процент) 2 (3,4 %) человек (процент) 3 (14%) 11-го класса Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся Численность (удельный вес) учащихся – победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности обучающихся, в том числе: − регионального уровня − федерального уровня − международного уровня Численность (удельный вес) учащихся по программам с углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от общей численности обучающихся Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ от общей численности обучающихся Общая численность педработников, в том числе количество педработников: − с высшим образованием − высшим педагогическим образованием − средним профессиональным образованием − средним профессиональным педагогическим образованием Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: − с высшей − с первой Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников с педагогическим стажем: − до 5 лет − больше 30 лет Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: − до 30 лет − от 55 лет Численность (удельный вес) педагогических и административнохозяйственных работников, которые за последние пять лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников Численность (удельный вес) педагогических и административнохозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося Наличие в Школе системы электронного документооборота Наличие в Школе читального зала библиотеки, в том числе наличие в ней: − рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке − медиатеки − средств сканирования и распознавания текста − выхода в интернет с библиотечных компьютеров человек (процент) 32 (6 %) человек (процент) 11 (2 %) человек (процент) человек (процент) человек (процент) человек (процент) 11 (2 %) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) человек (процент) 40 (100%) человек (процент) 0 (0 %) человек (процент) 0 (0%) человек 47 человек человек человек человек человек (процент) 38 38 9 9 40 (87 %) человек (процент) человек (процент) человек (процент) 21 (46 %) 19 (41 %) 46 (100 %) человек (процент) человек (процент) 3 (6 %) 36 (78 %) человек (процент) человек (процент) человек (процент) 4 (8,7 %) 14 (30 %) 44 (98 %) человек (процент) 44 (98 %) единиц единиц 0,094 41,4 да/нет да/нет да нет да/нет да/нет да/нет да/нет нет да да да − системы контроля распечатки материалов Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося да/нет человек (процент) да 539 (100 %) кв. м 3,13 Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС по уровням общего образования. В Школе созданы условия для реализации ФГОС - 2021: разработаны ООП НОО и ООО, учителя прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по тематике ФГОС -2021. Результаты реализации ООП НОО и ООО по ФГОС- 2021 показывают, что Школа успешно реализовала мероприятия по внедрению ФГОС-2021. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют достаточную квалификацию и регулярно повышают квалификацию, что позволяет обеспечивать стабильные качественные результаты образовательных достижений обучающихся. Педагоги Школы владеют высоким уровнем ИКТ - компетенций. Результаты ВПР показали стабильное качество подготовки обучающихся Школы. Кроме этого, стоит отметить, что педагоги Школы достаточно объективно оценивают обучающихся. С 1 сентября 2023 года МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова приступила к реализации ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, в 1-х и 5-х классах.