1.Общие положения 1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», письма Министерства образования России от 11.02.2000 № 101/28-16 «Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях» и устава общеобразовательной организации. 1.2 В школе жизнь ученического коллектива организуется на основе самоуправления. 1.3 Ученическое самоуправление — это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. 1.4 Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать. 1.5 Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется на основе Федерального Закона «Об образовании» от 29.12.2012 года №273 - ФЗ, Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 г №124-ФЗ, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава школы и настоящего Положения. 1.6 Порядок формирования органов ученического самоуправления определяется данным Положением и Положением о выборах органов ученического самоуправления. Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом старшеклассников. 2. Цели и задачи Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Основное предназначение Совета Старшеклассников: – удовлетворять индивидуальные потребности учащихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, - участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. - способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; -позволяет повысить социальную компетенцию; -развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях. Цель:организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью. Задачи: реализация права учащихся на участие в процессе управления образовательным учреждением; формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе; усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем; развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности; определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся; организация деятельности органов школьного самоуправления; Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения; Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса. воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни; подведение итогов работы, анализ ее результатов; 3. Принципы построения и развития ученического самоуправления Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения; Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений; Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся; Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов; Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся; Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах; Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся; Ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями Советом Старшеклассников, учащимися и учителями. 4. Функции ученического самоуправления: Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность; Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе; Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы; Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности; Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач. 5. Система ученического самоуправления Система ученического самоуправления школы имеет 3 уровня: индивидуальный, классное самоуправление, школьное самоуправление. 1 уровень – индивидуальный. 2 уровень – классное самоуправление. Исполнительный орган классного самоуправления - собрание класса.Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя. 3 уровень – школьное самоуправление. Орган школьного самоуправления – Совет учащихся(5-8 классы). В состав Совета учащихся входит все председатели Совета класса. Высший орган школьного самоуправления – Совет «Лидер» (9-11 классы). 6. Структура Совета Старшеклассников: Председатель школьного самоуправления: Руководит работой совета, ведет заседания совета; На основе предложений членов самоуправления, намеченных целей и задач руководит составлением плана работы Совета Старшеклассников, контролирует его выполнение; Определяет круг вопросов для обсуждения на заседаниях; Подписывает постановления, школьные законы; Контролирует работу Совета старшеклассников. Заместитель Председателя так же, как и Председатель, избирается на ежегодных демократических выборах, является первым помощником и заместителем президента, принимает участие в формировании Школьного Парламента. Руководители направлений: Поле деятельности в рамках каждого направления очень обширно, но основные обязанности такие: • Собрать группу заинтересованных учеников (3-7 человек), которые будут работать вместе по конкретному направлению; • Планировать вместе с президентом и своей командой мероприятия в рамках направления; • Анализировать проведенные мероприятия, составлять отчеты по ним, если это необходимо; • Быть примером для всех остальных членов своей команды; Основные направления деятельности Совета спорта и здоровья: а) организация и проведение общешкольных и классных спортивно-культурных мероприятий; б) пропаганда здорового образа жизни; в) сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы; г) участие спортивных мероприятиях разного уровня. Основные направления деятельности Совета образования а) организация и проведение тематическихгостинных; б) проведение выставок рисунков и фотографий; в) сбор информации о проведении мероприятий в классах. г) освещение в школьной газете всех мероприятий Основные направления деятельности Совета культуры: а) организация и проведение школьных мероприятий; б) проведение выставок рисунков; в) организация досуга и развлечения детей; Основные направления деятельности Пресс-центра: а) оформительская работа в школе; б) выпуск школьной газеты и телевидения (организация школьного пресс-центра), выпуск тематических стенгазет; видеороликов в) подготовка общешкольных линеек; г) формирование имиджа школы. Основные направления деятельности Совета наставничества и волонтеров: а) шефство над младшими школьниками; б) оказание помощи ветеранам, престарелым и одиноким людям; в) проведение субботников; г) воспитание у учащихся гуманизма и способности к сопереживанию. Основные направления деятельности Совета правопорядка: а) Организует дежурство во время проведения мероприятий; б) Разрешает конфликтные ситуации; в) ведут экран конкурса «Лучший класс года» г) смотрят за порядком в школе 7. Права и обязанности органов ученического самоуправления избирать и быть избранным ворганыученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива; проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и классного; внесение предложений по развитию ученического самоуправления проявление свободу слова; выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами; отстаивание своих прав и интересов. обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся; обсуждение участия в общешкольных делах; выбирает старост (командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы; заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений; утверждение планов деятельности; обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету). выборы Председателя (лидера) Совета класса; организация выполнения решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы; формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности; выборы ответственных за каждый участок деятельности; организация самообслуживания учащихся; обеспечение дисциплину и порядок в классе; организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы; подготовка и проведение классных собраний и других классных мероприятий. организация контроля за работой органов классного самоуправления; организация работы по плану деятельности по направлениям; обеспечение дисциплины и порядка в школе; информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах). 8. Содержание деятельности школьного самоуправления: 1. Вся деятельность планируется самими учащимися. В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне. 2. Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами деятельности, а также с учетом общешкольного воспитательного плана. 3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами. 9. Ведущие виды деятельности: познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация; экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших; спортивно-оздоровительная деятельность организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья; художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки; шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших; информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы; профилактическая деятельность - организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком; краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий. Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены. 10. Ученическое самоуправление и педагоги. 1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их. 11. Ожидаемые результаты: Повышение гражданской позиции школьников; Повышение заинтересованности в развитии школы; Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями; Увеличение занятости детей во внеурочное время; Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся; Активизация творческой деятельности учащихся; Снижение количества детей, имеющих вредные привычки; Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений. 12. Перспективы ученического самоуправления. При активной работе и серьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.