МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №1 от 25.08.2023г. СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы: _________________ Бичкурова И.П. Приказ №120 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Страноведение (немецкий язык)» для обучающихся 9 классов г. Белинский, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс предназначен для обучающихся 9-х классов, который содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Германии, Швейцарии, Австрии, Люксембурга и Лихтенштейна. Обучающиеся не только знакомятся со специфичными языковыми явлениями каждой страны и страноведческой информацией, но и выстраивают свои суждения по интеркультурным проблемам. Содержание программы способствует развитию коммуникативной компетенции школьников, обогащению лексического запаса, развитию аудирования и чтения текстов. Программа рассчитана на 1,5 часа в неделю. Введение такого курса направлено на поддержание мотивации к изучению немецкого языка. Изучение данного курса актуально в связи с возрастающим интересом населения нашей страны к другим странам, развитием международных связей, а также обусловлено его практической значимостью. Данный курс интегрирован с такими школьными предметами как география, история, литература. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА: • формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения лингвострановедческому, культуроведческому и социокультурному обучению немецкого языка. Направлен на решение широкого спектра задач: • расширить объём страноведческих и лингвистических знаний; • способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся по обозначенной теме; • развивать умение ориентироваться в феноменах иного образа жизни, критически осмысливать и тем самым обогащать собственную языковую картину мира; • расширить рамки изучения предмета «Иностранный язык» как ответ на индивидуальные потребности обучающихся на этапе профессиональной ориентации; • способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся по обозначенной теме; • развить у учащихся навыки и умения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной и учебнопознавательной; ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • • • • Ожидаемыми результатами являются: формирование коммуникативной, социокультурной, страноведческой компетенции учащихся в рамках базового содержания образования; обеспечение повышенного уровня освоения школьного предмета - немецкого языка; формирование опыта творческой деятельности учащихся; удовлетворение познавательных интересов учащихся по обозначенной теме. Учебный курс предполагает определённый уровень сформированности всех видов компетенции: коммуникативной, лингвистической, лингвострановедческой, общеучебной. Формирование коммуникативной компетенции состоит в способности понимать и порождать иноязычные высказывания в разных ситуациях (беседа, обмен мнениями, выражение своей точки зрения). Лингвистическая компетенция подразумевает способность учащихся грамматически правильного строить фразы средствами другого языка, глубже воспринять живую функцию слова. Лингвострановедческая компетенция складывается из соответствующих фоновых знаний, а также владения соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой. Общеучебная компетенция предполагает владение учащимися навыками интеллектуальной работы с книгой, компьютером, журналами. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: - развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, - расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер; - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Предметные результаты: - развитие лексико-грамматических, фонетических, аудитивных навыков; - развитие умений монологической и диалогической речи, формирование навыков поискового чтения; - формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; - формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; - достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; - создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. Тематическое планирование учебного курса «Страноведение» № п/п Тема Кол-во часов Формы работы 1. Федеративная Республика Германия. Общая информация. 1 Презентация 2. Из истории Германии. 2 Путешествие 3. 1 Работа с текстом 4. Государственное устройство и экономика ФРГ. Обучение и образование. 2 Лекция-беседа 5. Крупнейшие города Германии. 1 Пересказ 6. 1 Заочная экскурсия 7. Берлин и его достопримечательности. Мюнхен 1 8. Бремен 1 Чтение с извлечением необходимой информации Аудирование 9. Лейпциг 1 Работа с текстом 10. Дрезденская картинная галерея 1 Описание картин 11- Выдающиеся представители 12 Германии 13. Альберт Эйнштейн 2 Составление высказывания по теме Работа с текстом 2 1415. 1617. Классическая немецкая литература Обзор федеральных земель Германии. 18. Швейцария. Из истории страны. Крупные города Швейцарии. 2 2 Знакомство с новой лексикой Работа с картой 20. Достопримечательности Швейцарии. 2 Беседа 21. Австрия. Географическое положение. 2 Заочная экскурсия 22. Вена и ее достопримечательности. 2 Работа с текстом 19. 2 2 Обзор литературных произведений Тестирование Дата 23. Крупные города. 2 24. Лихтенштейн. 2 Составление плана к тексту Аудирование 25. Люксембург. 2 Лекция 26. Достопримечательности страны. 2 27. Выдающиеся музыканты стран изучаемого языка. 2 Составление рассказа по опорам Анализ музыкальных произведений 28. Штраус. 2 29 Бетховен. Бах. 1 30. Йозеф Гайдн. 2 31. Изобразительное искусство. 1 Составление высказывания Знакомство с музыкальными произведениями Характеристика композитора Беседа 32. Дрезденская галерея. 2 Заочная экскурсия 33. Произведения искусства. 2 34. Страны изучаемого языка 1 Формирование лексических навыков Итоговое тестирование Итого 51 Список литературы: 1. О. Г. Козьмин, О.М.Герасимова: По странам изучаемого языка: Нем.яз.: Справочный материал для учащихся средних и старших классов. 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2001. – 223 с.: ил. 2. С.Н.Крячина, Н.В.Богданова. Германия. - Каро,2005 3. Х. Г. Панасюк. Германия: Страна и люди. – Мн.: Выш.шк., 1996 – 365 с.: ил. 3. В.А.Родовель. Страноведение. - Ростов: Феникс,2005 4.Е.В.Суркова, Г.В.Леонтьева. Страноведческий материал о немецкоговорящих странах. «Учитель», 2006 5. Bildungswege in Hessen. Herausgeber: Hessisches Kultusministerium. Druck: Societäts-Druck, Frankfurt/Main. Stand: März 1994