РП учебного курса Читательская грамотность 2-3 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №1
от 25.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом
совете
Протокол №1 от
30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
_________________
Бичкурова И.П.
Приказ №120
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по читательской грамотности
«Настоящие читатели»
для обучающихся 2-3 классов

г. Белинский, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 2-3 классов по учебному курсу
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ. НАСТОЯЩИЕ ЧИТАТЕЛИ» образовательной области «Русский язык.
Литературное чтение» составлена в соответствии с ФОП ФГОС НОО на основе
образовательной программы начального общего образования образовательной организации с
использованием авторской программы М.К. Антошиной «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению».
Цель: Формирование понятия грамотный читатель, бучение смысловому чтению для
выполнения задач ориентирования в тексте и поиска информации различных видов.
Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей
учащихся в области поискового чтения, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг
интересов, которые не входят в школьную программу.
Место программы в учебном плане.
Программа разработана для 2-3 класса, 68 часов всего: 2 класс -34 часа, 3 класс — 34 часа.
В соответствии с учебным планом во 2-3 классах на учебный курс - 1 час в учебную неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого
раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и
взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное
чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу
текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого
этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать
композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский
замысел, передавая основную мысль текст.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами
текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие
изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научнопопулярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление
причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах;
понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста.
Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником
различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения
младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга
чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности,
компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми,
читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих
понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными
представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся» на основе литературных произведений
является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт
творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что
обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную

творческую деятельность.
интерпретации текста.

Особое

внимание

уделяется

созданию

различных

форм

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. НАСТОЯЩИЕ ЧИТАТЕЛИ»
Личностные результаты:
•
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
•
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых
произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
•
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие
для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
•
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
•
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
•
проговаривать последовательность действий;
•
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
•
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
•
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
•
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные:
•
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
•
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге
(на развороте, в оглавлении, в словаре);
•
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
•
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
•
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы;
•
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Коммуникативные:
• доносить свою позицию до других;
• оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
• слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
•
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
•
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать
фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из
текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе
по прочитанному.

•
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения под руководством учителя.
•
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении.
•
Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
•
Характеризовать
героя
произведения,
давать
элементарную
оценку
(положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
•
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
•
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со
скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений),
сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые
акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам
чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
•
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного,
учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал;
отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из
текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством
взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
•
Определять в произведении хронологическую последовательность
событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера.
•
Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
•
Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).
•
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.
•
Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также
самостоятельно определять критерии для сравнения.
•
Находить в тексте средства художественной выразительности
(олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать
выразительные средства языка в собственном высказывании.
•
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
Оценивание курса по 5 балльной системе.
Система оценивания по данному учебному курсу является продолжением системы
оценивания по образовательной области «Русский язык. Литературное чтение»
Критерии оценивания:
«5» - выполнение работы на 90-100%;
«4» - выполнение работы не менее 75%;
«3» - выполнение работы не менее 50%.
Не предусмотрено иных отметок, кроме «5», «4», «3».
При оценивании дополнительно используется:
• поощрение продуктивной работы,
• создание ситуации успеха,
• корректирование продвижения,
• учёт творческого подхода к выполнению работы.

Формы организации занятий: практика работы с текстами, чтение художественной
литературы, работа с электронной аудиокнигой, практические упражнения, экскурсии, квест,
тестирование, викторина.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

ЭОР

1.

Виды речевой деятельности.
Аудирование. Чтение. Говорение.

10

https://uchitelya.com

2.

Работа с текстами разных типов:
повествование, описание,
рассуждение. Тексты научнопознавательные, художественные.

10

https://uchitelya.com

3.

Круг детского чтения

9

https://uchitelya.com

4.

Литературоведческая пропедевтика

3

https://uchitelya.com

5.

Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных
произведений)

2

https://multiurok.ru

34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п

Раздел

Кол-во часов

ЭОР

1.

Виды речевой деятельности.
Аудирование. Чтение. Говорение.

8

https://uchitelya.com

2.

Работа с текстами разных типов:
повествование, описание,
рассуждение. Тексты научнопознавательные, художественные.

8

https://uchitelya.com

3.

Круг детского чтения

11

https://uchitelya.com

4.

Литературоведческая пропедевтика

4

https://uchitelya.com

5.

Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных
произведений)

3

https://multiurok.ru

6.

34 часа

Литературный материал:
2 КЛАСС
А. Александрова «Сентябрь». П. Синявский «Песенка». А. Пантелеева «Мама врач».
Л.Толстой «Лев и собачка». Л. Толстой «Сказка про огурцы». М. Пришвин «Барсучий нос».
Китайская сказка «Бабочка лучше». Немецкая сказка «Две розы». С. Есенин «Родина». Н.
Сладков «Ёж и заяц». М. Пришвин «Емеля». Г. Скребицкий «Стрижонок Скрип». А. Пушкин
«Сказка про медведицу». А. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Русская народная
сказка «Два Мороза». Н. Носов «Незнайка».
3 КЛАСС
А. Усачёв «1 сентября». П. Синявский «Родная песенка». А. Пантелеева «Главный
инженер». Л.Толстой «Серёжа». Л. Толстой «Как деревья шагают». М. Пришвин «Золотой
луг».Тайская сказка «Птица-болтунья». Китайская сказка «Олени и пёс». С. Есенин «Берёза». Н.
Сладков «Домики на ножках». М. Пришвин «Барсучий нос». Г. Скребицкий. «Любитель
песни». Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина». Е. Евсеева «Каникулы». Русская народная
сказка «Морозко». Н. Носов «Заплатка».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».