МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №1 от 25.08.2023г. СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы: _________________ Бичкурова И.П. Приказ №120 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по читательской грамотности «Настоящие читатели» для обучающихся 2-3 классов г. Белинский, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа для 2-3 классов по учебному курсу «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. НАСТОЯЩИЕ ЧИТАТЕЛИ» образовательной области «Русский язык. Литературное чтение» составлена в соответствии с ФОП ФГОС НОО на основе образовательной программы начального общего образования образовательной организации с использованием авторской программы М.К. Антошиной «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Цель: Формирование понятия грамотный читатель, бучение смысловому чтению для выполнения задач ориентирования в тексте и поиска информации различных видов. Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области поискового чтения, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу. Место программы в учебном плане. Программа разработана для 2-3 класса, 68 часов всего: 2 класс -34 часа, 3 класс — 34 часа. В соответствии с учебным планом во 2-3 классах на учебный курс - 1 час в учебную неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения. Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научнопопулярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся» на основе литературных произведений является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. интерпретации текста. Особое внимание уделяется созданию различных форм ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. НАСТОЯЩИЕ ЧИТАТЕЛИ» Личностные результаты: • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты: Регулятивные • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; • проговаривать последовательность действий; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Познавательные: • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре); • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Коммуникативные: • доносить свою позицию до других; • оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; • слушать и понимать речь других. Предметные результаты: • Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей. • Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. • Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя. • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. • Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого. • Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам. • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст. • Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное). • Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. • Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). • Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато). • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. • Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. • Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании. • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации. Оценивание курса по 5 балльной системе. Система оценивания по данному учебному курсу является продолжением системы оценивания по образовательной области «Русский язык. Литературное чтение» Критерии оценивания: «5» - выполнение работы на 90-100%; «4» - выполнение работы не менее 75%; «3» - выполнение работы не менее 50%. Не предусмотрено иных отметок, кроме «5», «4», «3». При оценивании дополнительно используется: • поощрение продуктивной работы, • создание ситуации успеха, • корректирование продвижения, • учёт творческого подхода к выполнению работы. Формы организации занятий: практика работы с текстами, чтение художественной литературы, работа с электронной аудиокнигой, практические упражнения, экскурсии, квест, тестирование, викторина. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Раздел Кол-во часов ЭОР 1. Виды речевой деятельности. Аудирование. Чтение. Говорение. 10 https://uchitelya.com 2. Работа с текстами разных типов: повествование, описание, рассуждение. Тексты научнопознавательные, художественные. 10 https://uchitelya.com 3. Круг детского чтения 9 https://uchitelya.com 4. Литературоведческая пропедевтика 3 https://uchitelya.com 5. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) 2 https://multiurok.ru 34 часа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Раздел Кол-во часов ЭОР 1. Виды речевой деятельности. Аудирование. Чтение. Говорение. 8 https://uchitelya.com 2. Работа с текстами разных типов: повествование, описание, рассуждение. Тексты научнопознавательные, художественные. 8 https://uchitelya.com 3. Круг детского чтения 11 https://uchitelya.com 4. Литературоведческая пропедевтика 4 https://uchitelya.com 5. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) 3 https://multiurok.ru 6. 34 часа Литературный материал: 2 КЛАСС А. Александрова «Сентябрь». П. Синявский «Песенка». А. Пантелеева «Мама врач». Л.Толстой «Лев и собачка». Л. Толстой «Сказка про огурцы». М. Пришвин «Барсучий нос». Китайская сказка «Бабочка лучше». Немецкая сказка «Две розы». С. Есенин «Родина». Н. Сладков «Ёж и заяц». М. Пришвин «Емеля». Г. Скребицкий «Стрижонок Скрип». А. Пушкин «Сказка про медведицу». А. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Русская народная сказка «Два Мороза». Н. Носов «Незнайка». 3 КЛАСС А. Усачёв «1 сентября». П. Синявский «Родная песенка». А. Пантелеева «Главный инженер». Л.Толстой «Серёжа». Л. Толстой «Как деревья шагают». М. Пришвин «Золотой луг».Тайская сказка «Птица-болтунья». Китайская сказка «Олени и пёс». С. Есенин «Берёза». Н. Сладков «Домики на ножках». М. Пришвин «Барсучий нос». Г. Скребицкий. «Любитель песни». Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина». Е. Евсеева «Каникулы». Русская народная сказка «Морозко». Н. Носов «Заплатка».