МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №1
от 25.08.2023г.
СОГЛАСОВАНО
на педагогическом
совете
Протокол №1 от
30.08.2023г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
_________________
Бичкурова И.П.
Приказ №120
от 30.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по читательской грамотности
«Настоящие читатели»
для обучающихся 2-3 классов
г. Белинский, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 2-3 классов по учебному курсу
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ. НАСТОЯЩИЕ ЧИТАТЕЛИ» образовательной области «Русский язык.
Литературное чтение» составлена в соответствии с ФОП ФГОС НОО на основе
образовательной программы начального общего образования образовательной организации с
использованием авторской программы М.К. Антошиной «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению».
Цель: Формирование понятия грамотный читатель, бучение смысловому чтению для
выполнения задач ориентирования в тексте и поиска информации различных видов.
Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей
учащихся в области поискового чтения, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг
интересов, которые не входят в школьную программу.
Место программы в учебном плане.
Программа разработана для 2-3 класса, 68 часов всего: 2 класс -34 часа, 3 класс — 34 часа.
В соответствии с учебным планом во 2-3 классах на учебный курс - 1 час в учебную неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого
раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и
взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное
чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу
текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого
этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать
композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский
замысел, передавая основную мысль текст.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами
текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие
изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научнопопулярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление
причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах;
понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста.
Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником
различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения
младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга
чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности,
компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми,
читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих
понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными
представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся» на основе литературных произведений
является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт
творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что
обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную
творческую деятельность.
интерпретации текста.
Особое
внимание
уделяется
созданию
различных
форм
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. НАСТОЯЩИЕ ЧИТАТЕЛИ»
Личностные результаты:
•
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
•
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых
произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
•
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие
для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
•
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
•
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
•
проговаривать последовательность действий;
•
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
•
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
•
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
•
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные:
•
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
•
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге
(на развороте, в оглавлении, в словаре);
•
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
•
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
•
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы;
•
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Коммуникативные:
• доносить свою позицию до других;
• оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
• слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
•
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
•
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать
фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из
текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе
по прочитанному.
•
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения под руководством учителя.
•
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении.
•
Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
•
Характеризовать
героя
произведения,
давать
элементарную
оценку
(положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
•
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
•
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со
скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений),
сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые
акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам
чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
•
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного,
учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал;
отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из
текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством
взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
•
Определять в произведении хронологическую последовательность
событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера.
•
Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
•
Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).
•
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.
•
Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также
самостоятельно определять критерии для сравнения.
•
Находить в тексте средства художественной выразительности
(олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать
выразительные средства языка в собственном высказывании.
•
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
Оценивание курса по 5 балльной системе.
Система оценивания по данному учебному курсу является продолжением системы
оценивания по образовательной области «Русский язык. Литературное чтение»
Критерии оценивания:
«5» - выполнение работы на 90-100%;
«4» - выполнение работы не менее 75%;
«3» - выполнение работы не менее 50%.
Не предусмотрено иных отметок, кроме «5», «4», «3».
При оценивании дополнительно используется:
• поощрение продуктивной работы,
• создание ситуации успеха,
• корректирование продвижения,
• учёт творческого подхода к выполнению работы.
Формы организации занятий: практика работы с текстами, чтение художественной
литературы, работа с электронной аудиокнигой, практические упражнения, экскурсии, квест,
тестирование, викторина.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
ЭОР
1.
Виды речевой деятельности.
Аудирование. Чтение. Говорение.
10
https://uchitelya.com
2.
Работа с текстами разных типов:
повествование, описание,
рассуждение. Тексты научнопознавательные, художественные.
10
https://uchitelya.com
3.
Круг детского чтения
9
https://uchitelya.com
4.
Литературоведческая пропедевтика
3
https://uchitelya.com
5.
Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных
произведений)
2
https://multiurok.ru
34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
ЭОР
1.
Виды речевой деятельности.
Аудирование. Чтение. Говорение.
8
https://uchitelya.com
2.
Работа с текстами разных типов:
повествование, описание,
рассуждение. Тексты научнопознавательные, художественные.
8
https://uchitelya.com
3.
Круг детского чтения
11
https://uchitelya.com
4.
Литературоведческая пропедевтика
4
https://uchitelya.com
5.
Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных
произведений)
3
https://multiurok.ru
6.
34 часа
Литературный материал:
2 КЛАСС
А. Александрова «Сентябрь». П. Синявский «Песенка». А. Пантелеева «Мама врач».
Л.Толстой «Лев и собачка». Л. Толстой «Сказка про огурцы». М. Пришвин «Барсучий нос».
Китайская сказка «Бабочка лучше». Немецкая сказка «Две розы». С. Есенин «Родина». Н.
Сладков «Ёж и заяц». М. Пришвин «Емеля». Г. Скребицкий «Стрижонок Скрип». А. Пушкин
«Сказка про медведицу». А. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Русская народная
сказка «Два Мороза». Н. Носов «Незнайка».
3 КЛАСС
А. Усачёв «1 сентября». П. Синявский «Родная песенка». А. Пантелеева «Главный
инженер». Л.Толстой «Серёжа». Л. Толстой «Как деревья шагают». М. Пришвин «Золотой
луг».Тайская сказка «Птица-болтунья». Китайская сказка «Олени и пёс». С. Есенин «Берёза». Н.
Сладков «Домики на ножках». М. Пришвин «Барсучий нос». Г. Скребицкий. «Любитель
песни». Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина». Е. Евсеева «Каникулы». Русская народная
сказка «Морозко». Н. Носов «Заплатка».