МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА БЕЛИНСКОГО БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РИМА МИХАЙЛОВИЧА САЗОНОВА (МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова) 442250 Пензенская область, г. Белинский, пл. Советская, 10, ИНН 5810004482 ОГРН 1025801069425 тел. (84153) 2-15-33 Рассмотрена на заседании МО Протокол №1 от 28.08.2023 г. Согласована на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2023 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова ___________И.П. Бичкурова Приказ №120 От 30.08.2023г. Рабочая программа учебного курса по русскому языку «Секреты русской орфографии» для 8 класса Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу русского языка «Секреты русской орфографии» для 8 класса основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным стандартом начального общего образования.(для ФГОС ООО); учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Курс «Секреты русской орфографии» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Материал разделен на 4 раздела: 1. « Общие правила правописания» включает орфограммы, встречающиеся в любой части слова, например: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 2. «Правописание корней и приставок» включает такие орфограммы, для правописания которых важно определить состав слова, но не имеет значения, к какой части речи относится слово. 3. «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к какой части речи относится слово. 4.Включает правила правописания служебных частей речи. На каждом занятии предусматривается двусторонний подход: 1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания). 2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц). Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ОГЭ. Цели обучения: - углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических навыков; - умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники; - умение находить и исправлять орфографические ошибки; - правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами; - умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты: –формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; –формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; Метапредметные результаты: –умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; –умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; –умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; –умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; –владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; –умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно -следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; –смысловое чтение; –умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Предметные результаты: –использование коммуникативно -эстетических возможностей русского языка: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики в речи; –формирование навыков проведения различных видов анализа слова: определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы; –обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения: пользование орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование морфемных, словообразовательных словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; –овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, орфографическими): поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами. Ученик научится: владеть навыками работы со словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; использовать знание алфавита при поиске информации; различать значимые и незначимые единицы языка; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; использовать орфографические словари. Ученик получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; использовать этимологические данные для объяснения правописания слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Содержание тем учебного курса - Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. (4 часа) - О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. (2 часа) - Правописание приставок. (2 часа) - Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. (3 часа) - Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. (5 часов) - Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи. (4 часов) - Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний. (3часа) - Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. (5 часа) - Правописание служебных частей речи. (2 часа) - Тренировочные задания по разделу “Орфография ”. (4 часа) Тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 Раздел программы Правописание корней и приставок Правописание окончаний и суффиксов частей речи Особые случаи написания некоторых слов русского языка Слитно или раздельно Правила правописания служебных частей речи Не и НИ со словами разных частей речи Всего: Количество часов 6 12 6 3 2 5 34 Календарно-тематическое планирование Тема урока № урока 1. Орфография. Кол-во часов 1 Правописание согласных в корне. Работа с тестами. 2. Непроизносимые согласные. 1 3. Согласные корня перед суффиксами. Двойные согласные в корне слова. 1 4. Двойные согласные на стыке приставки и корня. Правописание согласных в приставках. 1 5. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. 1 6. Н и НН в наречиях, образованных от прилагательных. 1 7. Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных. 1 8. Правописание Н и НН в причастиях. 9. Правописание Н и НН в существительных. Работа с тестами. 1 1 10. Безударные гласные в корнях. Особые случаи написания гласных в корнях. 1 11. Правописание безударных гласных в приставках. Умники и умницы. 1 12. Правописание безударных гласных в суффиксах существительных и прилагательных. 1 13. Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов и причастий. Работа со схемами и таблицами. 1 14. Безударные гласные в суффиксах деепричастий и наречий. Составление карточек. 1 15. Правописание безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных. 1 16. Безударные гласные в окончаниях 1 числительных. 17. Безударные гласные в окончаниях глагола. Работа со схемами. 1 1 18. Правописание безударных гласных в окончаниях причастий. 1 19. Чередование гласных в корнях. 1 20. Правописание О и Е после шипящих и Ц. 1 21. Ы – И после Ц. Составление таблицы. 1 22. Правописание букв Ь и Ъ. 1 23. Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-. 1 24. С прописной или строчной буквы? Составление словаря. 1 25. Слитное и дефисное написание существительных. 1 26. Слитное и дефисное написание прилагательных. 1 27. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. 1 28. Правописание предлогов. Производные предлоги. 1 29. Правописание союзов. 1 30. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение. 1 31. Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге. 1 32. Правописание НЕ с именами и наречиями на О. 1 33. Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом и деепричастием. 1 34. Частица НЕ и приставка НЕ с причастием. 1