РП учебного курса Секреты русской орфографии 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРОДА БЕЛИНСКОГО БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РИМА МИХАЙЛОВИЧА САЗОНОВА
(МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова)
442250 Пензенская область, г. Белинский, пл. Советская, 10,
ИНН 5810004482 ОГРН 1025801069425
тел. (84153) 2-15-33

Рассмотрена
на заседании МО
Протокол №1
от 28.08.2023 г.

Согласована
на педагогическом совете
Протокол №1
от 30.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №2
г. Белинского Пензенской
области им. Р.М. Сазонова
___________И.П. Бичкурова
Приказ №120
От 30.08.2023г.

Рабочая программа
учебного курса
по русскому языку
«Секреты русской орфографии»
для 8 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу русского языка «Секреты
русской орфографии» для 8 класса основной школы составлена в
соответствии с: требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС ООО); требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным,
метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного
общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным
государственным стандартом начального общего образования.(для ФГОС
ООО); учитываются возрастные и психологические особенности
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования,
учитываются межпредметные связи.
Курс «Секреты русской орфографии» рассчитан на 34 часа (1 час в
неделю). Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке,
формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса
ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от
формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать
результаты овладения нормами современного русского языка, основами
культуры устной и письменной речи.
Материал разделен на 4 раздела:
1. « Общие правила правописания» включает орфограммы, встречающиеся в
любой части слова, например: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
2. «Правописание корней и приставок» включает такие орфограммы, для
правописания которых важно определить состав слова, но не имеет значения,
к какой части речи относится слово.
3. «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен
не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к
какой части речи относится слово.
4.Включает правила правописания служебных частей речи.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев
правописания).
2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих
закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки,
составление схем-таблиц).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и
приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования,
использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и
специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ОГЭ.

Цели обучения:
- углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной
базы орфографических навыков;
- умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и
привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники;
- умение находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми
орфограммами;
- умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические
задачи.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
–формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
–формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
Метапредметные результаты:
–умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
–умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
–умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
–умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
–владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
–умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно
-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

–смысловое чтение;
–умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
–использование коммуникативно
-эстетических возможностей русского языка: распознавание и
характеристика основных видов выразительных средств фонетики,
лексики в речи;
–формирование навыков проведения различных видов анализа
слова: определение звукового состава слова, правильное деление на слоги,
характеристика звуков слова; деление слова на морфемы на основе
смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы;
–обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических языковых средств для
свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем
общения: пользование орфографическими словарями для определения
нормативного написания и произношения слова; использование морфемных,
словообразовательных словарей для морфемного и словообразовательного
анализа слов;
–овладение основными нормами литературного языка
(орфоэпическими, орфографическими):
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять
их на письме;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского
литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с
акцентологическими нормами.
Ученик научится:
владеть навыками работы со словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам,
слова по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения
при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в
соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные
части речи;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять
их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания
слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Содержание тем учебного курса
- Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и
непроверяемые ударением. Чередование в корнях. (4 часа)
- О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. (2 часа)
- Правописание приставок. (2 часа)
- Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. (3 часа)
- Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. (5 часов)

- Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи. (4 часов)
- Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных
написаний. (3часа)
- Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.
(5 часа)
- Правописание служебных частей речи. (2 часа)
- Тренировочные задания по разделу “Орфография ”. (4 часа)
Тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел программы
Правописание корней и приставок
Правописание окончаний и суффиксов частей речи
Особые случаи написания некоторых слов
русского языка
Слитно или раздельно
Правила правописания служебных частей речи
Не и НИ со словами разных частей речи
Всего:

Количество
часов
6
12
6
3
2
5
34

Календарно-тематическое планирование
Тема урока

№
урока
1.

Орфография.

Кол-во
часов
1

Правописание согласных в корне. Работа с тестами.
2.

Непроизносимые согласные.

1

3.

Согласные корня перед суффиксами. Двойные согласные в
корне слова.

1

4.

Двойные согласные на стыке приставки и корня.
Правописание согласных в приставках.

1

5.

Н и НН в прилагательных, образованных от
существительных.

1

6.

Н и НН в наречиях, образованных от прилагательных.

1

7.

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных.

1

8.

Правописание Н и НН в причастиях.

9.

Правописание Н и НН в существительных. Работа с тестами. 1

1

10. Безударные гласные в корнях. Особые случаи написания
гласных в корнях.

1

11. Правописание безударных гласных в приставках. Умники и
умницы.

1

12. Правописание безударных гласных в суффиксах
существительных и прилагательных.

1

13. Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов и
причастий. Работа со схемами и таблицами.

1

14. Безударные гласные в суффиксах деепричастий и наречий.
Составление карточек.

1

15. Правописание безударных гласных в окончаниях
существительных и прилагательных.

1

16. Безударные гласные в окончаниях

1

числительных.
17. Безударные гласные в окончаниях глагола. Работа со
схемами.

1
1

18. Правописание безударных гласных в окончаниях причастий. 1
19. Чередование гласных в корнях.

1

20. Правописание О и Е после шипящих и Ц.

1

21. Ы – И после Ц. Составление таблицы.

1

22. Правописание букв Ь и Ъ.

1

23. Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

1

24. С прописной или строчной буквы? Составление словаря.

1

25. Слитное и дефисное написание существительных.

1

26. Слитное и дефисное написание прилагательных.

1

27. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

1

28. Правописание предлогов. Производные предлоги.

1

29. Правописание союзов.

1

30. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое
значение.

1

31. Различение НЕ и НИ по положению в ударном или
безударном слоге.

1

32. Правописание НЕ с именами и наречиями на О.

1

33. Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом и деепричастием.

1

34. Частица НЕ и приставка НЕ с причастием.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».