МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №1 от 25.08.2023г. СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы: _________________ Бичкурова И.П. Приказ №120 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного ПРЕДМЕТА ЧЕРЧЕНИЕ для обучающихся 8-9 классов г. Белинский, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа по учебному предмету «Черчение» составлена на основании следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(с последующими измениями). 2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. 3. С использованием Примерной программы основного общего образования. «Черчение». – М.: Просвещение, 2010. 4. С использованием авторской программы Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2010 5. Учебный план МБОУ «СОШ № 5. Класс 8 класс 9 класс ИТОГО На изучение предмета «Черчение» в основной школе выделяется 68 часов Количество часов в неделю Количество часов за учебный год 1 34 1 34 68 Планируемые результаты Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих предметных, метапредметных и личностных результатов. Предметные результаты 1.Приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; 2. Развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления; 3. Развитие визуально – пространственного мышления; 4. Приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; 5. Формирование стойкого интереса к творческой деятельности. 6. Сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; 7. Ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; 8. Обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы; 9. Развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников; 10. Обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; 11. Прививать культуру графического труда. 12. Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. Метапредметные результаты 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей; 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; 5. Владение основами самоконтроля, самооценки; 6. Умение работать со справочниками и ГОСТами; 7. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные результаты 1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; 2. Сформированность основ российской, гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию; 4. Готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; 5. Формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; 6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества. Содержание курса Введение в предмет. Техника выполнения чертежей и правила их оформления Правила оформления чертежей. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения из истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приѐмы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертѐжном шрифте. Буквы, цифры и знаки. Способы проецирования . Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трѐх взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направления осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объѐмных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа еѐ построения. Чтение и выполнение чертежей деталей. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, рѐбер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учѐтом формы предметов. Использование знака квадрат. Развѐртывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения. Чтение чертежей. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Обобщение сведений о способах проецирования. Повторение сведений о способах проецирования. Сечения и разрезы. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Определение необходимого количества изображений. Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Сборочные чертежи. Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Разрезы на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании. Чтение строительных чертежей. Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. Разновидности графических изображений. Обзор разновидностей графических изображений. Тематическое планирование Классы Разделы, темы Количество часов 8 класс 9 класс Введение в предмет Правила оформления чертежей Способы проецирования Чтение и выполнение чертежей деталей Обобщение сведений о способах проецирования. Сечения и разрезы Определение необходимого количества изображений Сборочные чертежи Чтение строительных чертежей Разновидности графических изображений 1час 6 часов 11 часов 16 часов 1час 14 часов 4 часа 11 часов 4 часа 1час Приложение 1. Календарно-поурочное планирование по учебному предмету «Черчение». 8-9 класс Дата №п/п 9А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Темы уроков 9Б Обобщение сведений о способах проецирования (1 ч.) Повторение сведений о сп Сечения и разрезы (14 ч.) Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений» Назначение разрезов Правила выполнения разрезов. Фронтальный разрез Горизонтальный разрез Профильный разрез. Местный разрез Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях. Применение разрезов в аксонометрических проекциях Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» Определение необходимого количества изображений (4 ч.) Выбор количества и Графическая работа №14 по теме «Чертеж детали с применением разреза». Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей». Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры». Сборочные чертежи (11 ч.) Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения». Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей» Понятие о деталирование. Условные изображения на строительных чертежах. Графическая работа №19 по теме «Деталирование». Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструир Графическая работа №21 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной е Чтение строительных чертежей (4 ч.) Основные особенности строительных черте Контрольная работа за курс 9 класса Порядок чтения строительных чертежей Практическая работа №22 по теме «Чтение строительных чертежей». Разновидности графических изображений (1 ч.) Разновидности графических изо №п /п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Дата 8А 8Б Темы уроков 8В Введение в предмет (1ч). Техника выполнения чертежей и правила их оформления Правила оформления чертежей (6 часов) Чертежные инструменты, материалы и принадл Правила оформления чертежей Линии Графическая работа №1 Линии чертежа Шрифты чертежные. Прописные буквы Строчные буквы Масштабы Правила нанесения размеров Графическая работа №2 Чертеж «плоской детали Способы проецирования (11 часов) Проецирование Прямоугольное проецирование Расположение видов на чертеже Практическая работа №3 Моделирование по чертежу Получение аксонометрических проекций Аксонометрические проекции плоских фигур Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности Чтение и выполнение чертежей деталей (16 часов) Анализ геометрической формы предм рисунок Графическая работа №4 Чертежи и аксонометрические проекции предметов Порядок построения изображений на чертежах Графическая работа №5 Построение третьего вида по двум данным Нанесение размеров с учетом формы предмета Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей Сопряжение Графическая работа №6 Чертеж детали с использованием сопряжений Эскизы Чертежи разверток поверхностей геометрических тел Порядок чтения чертежей деталей Практическая работа №7 Чтение чертежей Графическая работа №8 Выполнение чертежа в трех видах Контрольная работа за курс 8 класса Графическая работа №9 Эскиз и технический рисунок детали Графическая работа №10 Выполнение эскизов деталей с элементами конструирования Графическая работа №11 Выполнение чертежа предмета