РП по учебному курсу Черчение 8-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №1
от 25.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом
совете
Протокол №1 от
30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
_________________
Бичкурова И.П.
Приказ №120
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного ПРЕДМЕТА

ЧЕРЧЕНИЕ
для обучающихся 8-9 классов

г. Белинский, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Черчение» составлена на основании
следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(с
последующими измениями).
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
3. С использованием Примерной программы основного общего образования. «Черчение». – М.:
Просвещение, 2010.
4. С использованием авторской программы Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М.
Селиверстов, М. Просвещение 2010
5. Учебный план МБОУ «СОШ № 5.

Класс
8 класс
9 класс
ИТОГО

На изучение предмета «Черчение» в основной школе выделяется 68 часов
Количество часов в неделю
Количество часов за учебный
год
1
34
1
34
68
Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты
1.Приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения
графических способов передачи информации;
2. Развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
3. Развитие визуально – пространственного мышления;
4. Приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе
базирующихся на ИКТ;
5. Формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
6. Сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три
плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах
выполнения технических рисунков;
7. Ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными
стандартами ЕСКД;
8. Обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные
элементы;
9. Развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
10. Обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
11. Прививать культуру графического труда.
12. Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять
графические знания при решении задач с творческим содержанием.
Метапредметные результаты
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся задачей;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки;
6. Умение работать со справочниками и ГОСТами;
7. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные
качества;
2. Сформированность основ российской, гражданской идентичности:

патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе
мотивации к обучению и познанию;
4. Готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок:
формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению и мировоззрению;
5. Формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Содержание курса
Введение в предмет. Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Правила оформления чертежей. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие
сведения из истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и
задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приѐмы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии:
сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная
с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и
радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и
обозначение масштаба. Сведения о чертѐжном шрифте. Буквы, цифры и знаки.
Способы проецирования . Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трѐх взаимно перпендикулярных
плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение
необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в
проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направления осей,
показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объѐмных фигур.
Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические
рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и
рационального способа еѐ построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей. Анализ геометрической формы предметов. Проекции
геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры,
конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин,
рѐбер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с
учѐтом формы предметов. Использование знака квадрат. Развѐртывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием
геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения. Чтение
чертежей. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих.
Обобщение сведений о способах проецирования. Повторение сведений о способах проецирования.
Сечения и разрезы. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения
сечений.
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза.
Тонкие стенки и спицы на разрезе.
Определение необходимого количества изображений. Выбор количества изображений и главного
изображения. Условности и упрощения на чертежах.
Сборочные чертежи.
Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Чертежи болтовых и
шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных
чертежах изделий. Разрезы на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах. Порядок чтения
сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании.
Чтение строительных чертежей. Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения
на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей.
Разновидности графических изображений. Обзор разновидностей графических изображений.

Тематическое планирование
Классы

Разделы, темы

Количество часов

8 класс

9 класс

Введение в предмет
Правила оформления чертежей
Способы проецирования
Чтение и выполнение чертежей деталей
Обобщение сведений о способах проецирования.
Сечения и разрезы
Определение необходимого количества изображений
Сборочные чертежи
Чтение строительных чертежей
Разновидности графических изображений

1час
6 часов
11 часов
16 часов
1час

14 часов
4 часа
11 часов
4 часа
1час

Приложение 1.
Календарно-поурочное планирование по учебному предмету «Черчение». 8-9
класс
Дата

№п/п

9А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Темы уроков
9Б

Обобщение сведений о способах проецирования (1 ч.) Повторение сведений о сп
Сечения и разрезы (14 ч.) Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.

Правила выполнения сечений.
Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений»
Назначение разрезов
Правила выполнения разрезов.
Фронтальный разрез
Горизонтальный разрез
Профильный разрез. Местный разрез
Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях
Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза»

Определение необходимого количества изображений (4 ч.) Выбор количества и

Графическая работа №14 по теме «Чертеж детали с применением разреза».
Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».
Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».
Сборочные чертежи (11 ч.) Общие сведения о соединениях деталей.
Изображение и обозначение резьбы.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах
Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей»
Понятие о деталирование.
Условные изображения на строительных чертежах.
Графическая работа №19 по теме «Деталирование».
Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструир
Графическая работа №21 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной е
Чтение строительных чертежей (4 ч.) Основные особенности строительных черте
Контрольная работа за курс 9 класса
Порядок чтения строительных чертежей
Практическая работа №22 по теме «Чтение строительных чертежей».
Разновидности графических изображений (1 ч.) Разновидности графических изо

№п
/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дата
8А

8Б

Темы уроков
8В

Введение в предмет (1ч). Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Правила оформления чертежей (6 часов) Чертежные инструменты, материалы и принадл
Правила оформления чертежей
Линии
Графическая работа №1 Линии чертежа
Шрифты чертежные. Прописные буквы
Строчные буквы
Масштабы
Правила нанесения размеров
Графическая работа №2 Чертеж «плоской детали
Способы проецирования (11 часов) Проецирование
Прямоугольное проецирование
Расположение видов на чертеже
Практическая работа №3 Моделирование по чертежу
Получение аксонометрических проекций
Аксонометрические проекции плоских фигур
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности
Чтение и выполнение чертежей деталей (16 часов) Анализ геометрической формы предм
рисунок
Графическая работа №4 Чертежи и аксонометрические проекции предметов
Порядок построения изображений на чертежах
Графическая работа №5 Построение третьего вида по двум данным
Нанесение размеров с учетом формы предмета
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей
Сопряжение
Графическая работа №6 Чертеж детали с использованием сопряжений
Эскизы
Чертежи разверток поверхностей геометрических тел
Порядок чтения чертежей деталей
Практическая работа №7 Чтение чертежей
Графическая работа №8 Выполнение чертежа в трех видах
Контрольная работа за курс 8 класса
Графическая работа №9 Эскиз и технический рисунок детали
Графическая работа №10 Выполнение эскизов деталей с элементами конструирования
Графическая работа №11 Выполнение чертежа предмета


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».