Основная образовательная программа начального общего образования (в соответствии с обновленным ФГОС НОО 2021 г. и ФОП НОО, утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 г. № 372, с изменениями внесенными приказом Минпросвещения РФ от 19.03.2024 № 171)
Описание образовательной программы
Основная образовательная
программа начального общего
образования (далее ООП НОО) – предназначен для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального
общего образования и отражает вариант
конкретизации требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО),
предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
ООП включает набор учебно-методической документации, которая определяет
наполняемость и характеристику целевого,
содержательного и организационного разделов программы начального общего образования.
Основная образовательная программа построена в соответствии с логикой представления
образовательной организацией программы начального общего образования и
раскрывает содержание следующих разделов: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел ООП отражает
основные цели начального общего образования, те психические и личностные
новообразования, которые могут
быть сформированы у младшего школьника к концу его обучения
на первом школьном
уровне. Раздел включает рекомендации по учёту специфики региона, особенностей функционирования образовательной организации и характеристику контингента обучающихся. Обязательной частью целевого раздела является характеристика планируемых результатов
обучения, которые должны быть достигнуты обучающимся-выпускником
начальной школы, независимо от типа, специфики и других особенностей
образовательной организации. Планируемые
результаты в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и
предметные достижения младшего школьника на
конец его обучения в начальной школе. Личностные результаты отражают
новообразования ребёнка, отражающие его
социальный статус: сформированность гражданской
идентификации, готовность к самообразованию,
сформированность учебно-познавательной мотивации и др. Метапредметные результаты характеризуют уровень становления универсальных учебных действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных) как показателей умений обучающегося учиться,
общаться со взрослыми
и сверстниками, регулировать
своё поведение и деятельность. Предметные результаты отражают
уровень и качество овладения содержанием учебных предметов, которые изучаются в начальной школе.
Даются
рекомендации к возможному расширению и уточнению планируемых результатов с учётом особенностей функционирования
образовательной организации (наличие индивидуальных программ обучения,
модульный принцип обучения, кадровый состав преподавателей высокой квалификации,
родной язык обучения др.).
В целевом разделе представлены единые подходы к системе оценивания достижений планируемых результатов освоения программы начального общего образования. Даются
рекомендации по контролю метапредметных результатов обучения и требования к его организации.
Содержательный раздел ООП включает
характеристику основных направлений урочной деятельности
образовательной организации (рабочие программы
учебных предметов, модульных
курсов), обеспечивающих достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных
результатов. Раскрываются подходы к созданию индивидуальных учебных планов, соответствующих
«образовательным потребностям и интересам обучающихся» (пункт 6.3. ФГОС НОО). В
раздел включены требования к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся, проявляющих особые
способности в освоении программы начального
общего образования, а также требования к разработке программ обучения для детей
особых социальных групп. Раскрываются общие подходы
к созданию рабочих
программ по учебным
предметам, даётся пример их конкретной
разработки. Рассматриваются подходы к
созданию образовательной организацией
программы формирования универсальных учебных действий
на основе интеграции предметных и метапредметных
результатов обучения. Характеризуется вклад учебного предмета в становление и развитие универсальных учебных действий младшего школьника.
Организационный раздел даёт характеристику условий организации образовательной деятельности, раскрывает особенности построения учебного плана и плана внеурочной деятельности, календарных учебных графиков и планов воспитательной работы.